В целях наиболее эффективного использования системных ресурсов необходимо уметь правильно настраивать размер файла подкачки . Что же такое и как с его помощью можно ускорить работу Windows?
Во время работы за компьютером мы запускаем различные приложения. Каждое из них потребляет определенное количество оперативной памяти. Если в какой-то момент физической памяти начинает не хватать, система может использовать так называемую виртуальную память, которая располагается на жестком диске компьютера в виде файла подкачки. Он называется , является скрытым и лежит в корневой папке диска. В случае необходимости система обращается к этому файлу, храня в нём данные, не поместившиеся в оперативную память.

Дисковая память работает намного медленнее оперативной, поэтому для увеличения быстродействия своего компьютера лучше приобрести и установить дополнительные модули физической памяти. Но если у вас старый компьютер и при этом нет возможности увеличить количество оперативки – можно увеличить файл подкачки, чтобы объем доступной памяти стал больше.

Установить нужный размер файла подкачки можно следующим образом:

В Windows XP : щелкаем правой клавишей мыши по “Мой компьютер” – “Свойства” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

В Windows 7 : щелкаем правой клавишей мыши по “Компьютер” – “Свойства” – слева выбираем “Дополнительные параметры системы” – вкладка “Дополнительно” – “Быстродействие” – “Параметры” – “Дополнительно” – “Виртуальная память” – “Изменить”.

Перед вами откроется подобное окошко:По умолчанию Windows сама выбирает размер файла подкачки и тот располагается на системном диске. На самом деле этот файл рекомендуется размещать на любом разделе отличном от системного.

Замечу, что файл подкачки должен находиться на системном диске для корректной записи отладочной информации (дампа памяти ). Если мы его отключаем, то в случае отказа системы (появления так называемого синего экрана смерти) не получится проанализировать дамп памяти и найти виновника BSoD. Но для тех, кто вообще не знает, что такое дамп памяти, это вряд ли будет проблемой. Большинство ищут причину BSoD по коду ошибки на синем экране. В любом случае придется выбирать между быстродействием и возможностью сбора данных о возникших проблемах.

Итак, сначала мы убираем файл подкачки с диска С . Для этого выделяем данный диск и ставим маркер в пункте “Без файла подкачки” – жмем кнопку “Задать”:Для увеличения производительности компьютера исходный размер файла подкачки должен быть в 1,5-2 раза больше размера физической оперативной памяти . Т.е. если у меня на компьютере 768 Мб оперативной памяти – значит в поле “Исходный размер” я выставляю 1152 Мб.
Если вы не знаете сколько на вашем ПК оперативной памяти, можете сделать следующее: щелкните правой клавишей мыши по значку “Мой компьютер” – “Свойства” – на вкладке “Общие” внизу посмотрите объем ОЗУ:Максимальный размер лучше ограничить той же цифрой , что указали в поле “Исходный размер”. Это позволит избежать фрагментации файла подкачки.

Итак, задаем размер файла подкачки. В своем примере я выделяю диск D – ставлю маркер в пункте “Особый размер” (в Windows 7 данный пункт называется “Указать размер”) – ввожу число 1152 в окошке “Исходный размер” – его же ввожу в окошке “Максимальный размер” (кстати, все вводимые здесь значения должны быть кратны 8) – нажимаю кнопку “Задать” – “ОК”:Перезагружаем компьютер, чтобы все изменения вступили в силу.

Windows позволяет создать файл подкачки на нескольких дисках сразу. Но я не рекомендовал бы вам так поступать – увеличить производительность компьютера таким образом все равно не получится.

В заключение хотел бы сказать, что все действия по настройке файла подкачки, описанные в статье, имеет смысл производить, если у вас слабый компьютер и в нем маловато оперативной памяти. В том случае, если в вашем ПК установлено 4 Гб (и более) оперативки – я не вижу особого смысла заниматься настройкой файла подкачки. В такой ситуации даже будет лучше наоборот – отключить его (в окне “Виртуальная память” поставить маркер в пункте “Без файла подкачки” и нажать кнопку “Задать”).

Файл подкачки или же своп-файл (от ориг. swap-file) - это скрытый файл виртуальной памяти .

Он используется системой в случае нехватки физической оперативной памяти (иначе ОЗУ).

Например, работающему приложению не хватает памяти, установленной ОЗУ. Тогда используется файл подкачки.

Приложение может записывать свои данные на него, а также считывать их при необходимости.

Располагается виртуальное хранилище на жёстком диске компьютера.

При недостаточном объёме физической оперативной памяти, своп вынужден использоваться постоянно.

При этом процесс обмена данным с жёстким диском занимает много времени, из-за этого значительно теряется производительность.

Если вам не хватает ОЗУ, а система постоянно использует файл подкачки в качестве дополнительного хранилища, купите оперативную память дополнительно.

Если нет ещё одного места(слота) для её установки, приобретите одну планку, но с увеличенным объёмом.

Устройство станет работать эффективнее.

Оптимальный размер файла подкачки

Существуют разные размеры и соотношения физической и виртуальной памяти.

Для приемлемой производительности минимальный объём файла подкачки должен быть равным размеру ОЗУ .

Максимально допустимое значение - вдвое больше.

К примеру, ваш компьютер имеет 2 Гб физической памяти, значит оперативной должно быть 2Гб или 4Гб соответственно.

Лучше всего задавать одинаковые значения и делать его статичным .

В этом случае файл системы меньше подвергается фрагментации.

Для чего это было сделано? Всё просто.

Благодаря этому снижается общая нагрузка на систему, а значит и возрастает производительность.

Можно ли повысить быстродействие, если своп остался динамическим? Конечно.

Для этого нужно просто запустить очистку файла после завершения работы операционной системы. Ниже мы расскажем, как это делать.

Очистка своп-файла

Для очистки файла подкачки нужно в командной строке прописать команду secpol.msc .

Для этого открываем Пуск → в командной строке вводим secpol.msc → нажимаем Enter .

После всех манипуляций перед нами должна открыться локальная политика безопасности.

Нажимаем на неё левой кнопкой мыши. Откроются дополнительные пункты, как на скриншоте:

Из появившегося меню выбираем «Параметры безопасности» и нажимаем так же левой кнопкой.

Если всё сделано правильно, то перед вами появится список задач.

Ищем строку «Завершение работы: очистка файла подкачки виртуальной памяти» .

С помощью двойного щелчка открываем его.

Изменяем статус «Отключён» на «Включён» и нажимаем Применить.

С этого момента вступают в силу внесённые вами изменения.

После этих действий свопа будет очищаться от лишнего мусора при каждом выключении компьютера.

Потрачено всего пять минут времени, а производительно уже улучшилась.

Выбор месторасположения файла

На некоторых операционных системах можно хранить файл подкачки одновременно на нескольких дисках.

Это пагубно влияет на уровень производительности всего компьютера.

Считается, что лучше всего расположить один своп в любом сегменте жёсткого диска, кроме системного.

Для этого нам нужно изменить месторасположение файла подкачки.

Чтобы выполнить это действие нам нужно сперва удалить имеющийся своп файл, а затем заново создать его, но уже на новом месте.

Идем по пути: Пуск Мой компьютер правой кнопкой мыши открываем Свойства → появится новое окно, в нём кликаем на вкладку Дополнительные параметры системы .

В новом окне ищем вкладку «Дополнительно» , затем щёлкаем на неё.

Перед нами открывается область под названием «Быстродействие» , нажимаем на кнопку Параметры (на неё указывает красная стрелка).

Переходим в раздел «Виртуальная память» и щёлкаем на кнопку Изменить.

Следом появится вкладка, которая позволит нам изменить месторасположение и объёмы файла подкачки и разместить их в любом доступном разделе жёстких дисков.

Здесь же можно включить или отключить своп-файл при необходимости.

По умолчанию операционная система размещает скрытую виртуальную память на системном диске.

На это указывает выбранный пункт «Размер по выбору системы» .

Мы же хотим исправить ситуацию и перенести его в удобное для нас место.

Чтобы изменить месторасположение файла подкачки, выберите его с помощью левой кнопки мыши.

Затем активируйте поле «Без файла подкачки» , а затем нажмите на кнопку Задать.

После этого внесённые вами параметры вступят в силу.

Однако это ещё не конец.

Мы лишь удалили своп с его прежнего места.

Теперь давайте восстановим его на новом.

После этих действий может появиться сообщение с предупреждением об отключении скрытой виртуальной памяти.

Ещё одна системная ошибка - это слишком малый объём памяти. Не стоит переживать.

Устраните эту системную ошибку простым нажатием на кнопку Да.

Теперь можем перейти к созданию файла на новом месте.

Для этого выбираем интересующий нас раздел диска (кроме системного).

Кликаем по нему левой кнопкой мыши.

Напротив пункта «Указать размер» ставим галочку, активируя поле для ввода.

Перед нами два активных поля с минимальным (исходным) и максимальным размерами соответственно.

В верхнем поле указываем минимальное допустимое значение.

В нижней строке либо равное ему, либо вдвое выше.

На указанном примере соотношение виртуальной и физической памяти 1:2, т.е. изменённый файл будет динамическим.

Для создания статического своп, мы должны прописать равные значения - 1:1.

Размеры файла подкачки можно регулировать и без смены его расположения.

Для этого нам понадобится выполнить те же действия, но без замены раздела жёсткого диска.

К примеру, если он был на диске С (напротив него будет надпись «по выбору системы»), то мы ничего не изменяем, а лишь указываем нужные нам значения.

Вводим объёмы и нажимаем кнопку Задать. Затем подтверждаем изменения, кликнув на Ок.

Если мы изменили размеры в меньшую сторону - изменения вступаю в силу незамедлительно.

В другом случае система запросит разрешение на перезагрузку.

Нажимает кнопку Ок.

Как правильно настроить файл подкачки?

Видеоинструкция

Включение и отключение своп-файла

Функция прекращения работы также доступна для любого юзера.

Это оправданное действие, если вы не желаете терять производительность, а размеров физической оперативной памяти вам хватает.

Свопинг занимает уйму времени, а для некоторых пользователей гораздо легче вставить дополнительные планки ОЗУ.

До полнительные планки, расширяющие ОЗУ гарантировано ускорят работу Windows и поднимут производительность в разы.

На данный момент можно найти нужные комплектующие по довольно низких ценах, что совсем не ударит по вашему кошельку.

Особенно актуально это для сравнительно слабых компьютеров.

Отключается файл подкачки следующим образом:

В разделе виртуальная память (как в него перейти указано выше) ставим галочку напротив надписи «Без файла подкачки» .

Включить нужную нам скрытую виртуальную память можно в том же разделе.

Для этого убираем галочку с пункта «Без файла подкачки» и ставим её напротив «Размер по выбору системы» .

При желании вы можете установить собственные значения, активировав поле «Указать размер» .

Какие именно значения для вас будут оптимальными, расписано выше.

Windows - Файл подкачки

Видео инструкция

Оптимизация файла подкачки на одном винчестере

Компания Microsoft по умолчанию сделала своп-файл динамическим, а, как мы выяснили, наилучшая производительность достигается при статическом файле.

Если у вас два и более жёстких дисков, то перенесите файл подкачки на любой, кроме системного.

Но что делать, если винчестер только один? Этот метод подходит именно для таких случаев.

Для начала нужно «разбить» жёсткий диск, создав на нём дополнительный раздел размером 2-3Гб.

Для этого можно воспользоваться специальными программами по типу PartitionMagic (PowerQuest Corporation), которые позволять разделить диск без потери данных.

Можно, конечно, использовать встроенную в Windows программу для деления диска на сегменты - Fdisk, но у неё много недостатков.

В том числе довольно сложный интерфейс, поэтому новичкам будет непросто.

Наш совет использовать быструю и сравнительно удобную PartitionMagic (PowerQuest Corporation).

Просто следуем указанному алгоритму. Скачиваем и устанавливаем программу.

Открываем её.

В правом верхнем углу щёлкаем левой кнопкой мыши и выбираем нужный дискданном случае, он только один).

Для англоязычной версии

В верхней строке выбираем «Tasks» (в самом верху под названием) –> Create New Partition… –> кликнуть на диалоговое окно «Create New Partition» –> нажать Next –> выбрать After C: (Recommended) –>снова Next –> Partition Properties –> в параметре «Size» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно) –> вкладка «Create as» –> Logical (Recommended) –> кликаем на «File system type» (выбрать нужно именно FAT32 ) –> нажимаем на вкладку «Drive Letter» –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> далее нажимаем Next –> затем Finish –> и наконец Apply.

Для русскоязычной версии

Выбираем из верхнего меню «Задачи» –> «Создать новый раздел…» –> диалоговое окно Создание нового раздела –> кнопка Далее –> выбрать After C: (Recommended) –> Далее –> «Свойства раздела» –> в параметре «Раздел» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно)–> в окошке «Создать как» –> Logical (Recommended) –> при выборе типа файловой системы обязательно указываем именно FAT32 –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> Далее –> нажимаем на Финиш –> а затем Применить.

Разбиение жёсткого диска с помощью Partition Magic

Видео инструкция

Создавая новый раздел, важно обращать внимание на ряд важный параметров:

  • размер создаваемого размера (от 2 до 3Гб),
  • вид файловой системы (нужный нам FAT32),
  • назначение созданного нами диска.

Он может быть основным, логическим, либо иметь статус загрузочного.

Наш новый раздел диска будет иметь следующие параметры: объём 2Гб(3Гб), тип файловой системы должен быть конвертирован в FAT32, назначение - логическое.

Если всё верно, то переходим к следующим действиям.

На очереди дефрагментация нашего нового раздела.

С её помощью мы объединяем фрагментированные на жёстком диске файлы. Она нужна для разгрузки жёсткого диска.

Фрагментация файлов заставляет его совершать много дополнительных действий, что существенно замедляют его работу.

Дефрагментация диска

Откроется новое окно, в котором выбираем кнопку Дефрагментация и нажимаем на неё.

Осталось только дождаться окончания дефрагментации. Теперь всё готово к следующему этапу.

После создания нового диска и его фрагментации, выберите его, как место хранения файла подкачки.

Используйте всё его пространство для нужд свопа.

Как именно это сделать описано выше.

В списке дисков, появится только что созданный вами раздел на который и можно поместить скрытую виртуальную память.

После завершения ваш компьютер будет полностью оптимизирован.

Мы детально описали для вас процесс оптимизации ПК при помощи манипуляций со своп-файлом. Надеемся, вы нашли нужную для вас информацию!

Выбираем размер файла подкачки

Вопрос о размере файла подкачки довольно часто встречается на различных технических ресурсах, однако однозначных рекомендаций на этот счет нет. Попадаются как советы установить файл подкачки в 1.5-2 раза больше объема установленной памяти, так и полностью отключить его. И то и другое абсолютно бессмысленно с практической точки зрения. Поэтому сегодня речь пойдет о том, что такое файл подкачки (он же своп-файл, он же страничный файл) и как правильно выбрать и настроить его размер.

Чтобы понять, для чего нужен файл подкачки, стоит сначала разобраться в принципах работы памяти в Windows. Поэтому начнем с теории.

Виртуальная память

Как правило, говоря о памяти мы имеем в виду модули оперативной памяти, физически установленные на компьютере, или физическую память . Объем доступной физической памяти жестко ограничен и зависит от возможностей оборудования, разрядности операционной системы и условий лицензирования. Для того, чтобы обойти эти ограничения, в операционных системах Windows используется такой ресурс, как виртуальная память .

Операционная система Windows работает не с физической, а именно с виртуальной памятью. Технически виртуальная память состоит из физической памяти (ОЗУ) и специального файла(-ов) подкачки, объединенных в единое виртуальное адресное пространство. Для каждого запущенного процесса выделяется собственное, отдельное от других процессов адресное пространство в виртуальной памяти, в котором он выполняется и которым управляет. Для обращения к памяти используются указатели на адреса в виртуальном адресном пространстве, при этом сам процесс не в курсе 🙂 того, где именно хранятся его данные — в ОЗУ или в файле, это решает операционная система.

Максимально возможный объем доступной виртуальной памяти зависит от разрядности операционной системы. Так в 32-разрядной системе процесс может адресовать не более 4 гигабайт (2 32) памяти. Для 64-разрядного процесса теоретическое ограничение составляет 16 экзабайт (2 64), а практически в современных 64-разрядных версиях Windows поддерживается адресное пространство объемом до 16 терабайт.

Примечание. Некоторые 32-разрядные версии Windows Server используют технологию PAE, позволяющую адресовать до 64ГБ памяти. Подробнее о PAE можно узнать .

В отличии от физической, виртуальная память имеет гораздо более гибкие ограничения. Это позволяет одновременно выполняться большому количеству процессов, которые не смогли бы поместиться в физической памяти. Таким образом, основная задача механизма виртуальной памяти — расширение доступной памяти компьютера.

Управление памятью происходит примерно так.

Виртуальное адресное пространство поделено на блоки равного размера, которые называют страницами (pages). Отсюда кстати и название page file — страничный файл. Физическая память также поделена на разделы, называемые страничными фреймами (page frames), которые используются для хранения страниц.

Каждому процессу при старте выделяется ″кусок″ адресного пространства в виртуальной памяти. Соответственно в каждый момент времени в памяти находятся страницы из виртуального адресного пространства каждого процесса. Страницы, находящиеся в физической памяти и доступные немедленно, называются действительными (valid pages), а страницы, которые в данный момент недоступны, например находящиеся на диске — недействительными (invalid pages).

При обращении процесса к странице памяти, помеченной как недействительная, происходит страничное прерывание (page fault). При возникновении прерывания диспетчер виртуальной памяти находит запрашиваемую страницу и загружает ее в свободный страничный фрейм физической памяти. Собственно этот процесс и называется подкачкой (paging).

При дефиците физической памяти диспетчер памяти выбирает фреймы, которые можно освободить и переносит их содержимое на диск, в файл подкачки. Принцип переноса такой: когда процесс использовал все выделенные ему фреймы, то при каждом страничном прерывании в этом процессе система удаляет из физической памяти одну из его страниц. Выбор страницы осуществляется по принципу первым пришел — первым ушел (first in, first out, FIFO), т.е. в файл подкачки переносится страница, дольше всех находившаяся в памяти.

У каждого процесса есть свой рабочий набор (working set) — набор страниц, находящихся в физической памяти. Рабочий набор определяет размер физической памяти, выделенной процессу, он имеет минимальный и максимальный размер. В момент запуска процессу назначается минимальный размер рабочего набора, т.е. минимальное количество страниц, которые гарантированно будут находится в оперативной памяти. При достаточном количестве свободной физической памяти процесс может увеличивать свой рабочий набор до размера, равного максимальному рабочему набору. Когда же начинается нехватка памяти, диспетчер виртуальной памяти начинает урезать рабочий набор всех процессов до минимального, удаляя лишние страницы из физической памяти.

После уменьшения рабочего набора процесса до минимума диспетчер памяти отслеживает страничные прерывания, генерируемые каждым процессом. При большом количестве прерываний диспетчер может увеличить размер рабочего набора процесса, при отсутствии — продолжает уменьшать рабочий набор до тех пор, пока не произойдет прерывание. Появление прерывания говорит о том, что достигнут минимальный размер памяти, необходимый процессу для работы. Таким образом достигается баланс между потреблением физической памяти и производительностью.

На самом деле это очень примерное описание работы виртуальной памяти, но для общего понимания его вполне хватит. Поэтому завязываем с теорией и переходим к практике.

Текущие настройки файла подкачки

Посмотреть текущий размер файла можно в оснастке Свойства системы (System Properties). Для этого надо нажать Win+R и выполнить команду sysdm.cpl . Затем перейти на вкладку «Advanced», в поле «Performance» нажать на кнопку «Settings» и в открывшемся окне перейти на вкладку «Advanced».

Здесь указан суммарный размер файла подкачки на всех дисках, а по кнопке «Change» можно перейти к его настройкам.

По умолчанию включено автоматическое управление размером файла подкачки. Это значит, что операционная система создает один файл подкачки pagefile.sys в корне системного диска и устанавливает его размер автоматически, исходя из своих потребностей.

Дамп памяти

Чтобы понять, чем руководствуется система при выборе размера файла подкачки, опять перейдем к теории и обратимся к такому понятию как дамп памяти (memory dump). Дело в том, что кроме расширения физической памяти файл подкачки имеет еще одно назначение — он используется при создании аварийных дампов памяти при сбоях системы. Происходит это следующим образом.

Во время загрузки операционная система создает карту секторов, занимаемых на диске файлом подкачки и сохраняет ее в памяти. При сбое системы проверяется целостность этой карты, драйвера диска и управляющей структуры дискового драйвера. Если целостность их не нарушена, то ядро системы вызывает специальные функции ввода\вывода, предназначенные для сохранения образа памяти после системного сбоя и записывает данные из памяти на диск, в файл подкачки, используя сохраненную карту секторов.

При следующей загрузке системы диспетчер сеанса (Session Manager Subsystem Service , SMSS) инициализирует файл подкачки и проверяет наличие в нем заголовка дампа. Если заголовок есть, то данные копируются из файла подкачки в файл аварийного дампа и делается соответствующая запись в системном журнале.

Соответственно при автоматическом управлении файлом подкачки система ориентируется на настройки создания аварийного дампа памяти, выбирая размер файла в соответствии с типом дампа:

Полный дамп памяти (Complete memory dump) — в дамп записывается все содержимое оперативной памяти на момент сбоя, поэтому размер файла подкачки должен быть равен размеру физической памяти + 1Мб (для заголовка). Этот тип выбирается по умолчанию при количестве физической памяти меньше 4ГБ;
Дамп памяти ядра (Kernel memory dump) — в дамп записывается только память, выделенная для ядра ОС, драйверов устройств и приложений, работающих в режиме ядра. Дамп ядра занимает гораздо меньше места, чем полный дамп, при этом его как правило достаточно для определения причин сбоя. Этот тип дампа выбирается по умолчанию для систем с объемом ОЗУ 4ГБ и более. Минимальный размер файла подкачки должен составлять примерно 1/3 от объема физической памяти;
Малый дамп памяти (Small memory dump) — мини-дамп, в котором содержатся минимально необходимые данные: стоп-код и описание ошибки, список загруженных драйверов и информация о запущенных в момент сбоя процессах. Этот дамп требует файл подкачки не менее 2Мб;
Автоматический дамп памяти (Automatic memory dump) — новый тип дампа, появившийся в Windows 8\Server 2012 и более новых. На самом деле это тот же дамп ядра, единственная разница в том, что он позволяет системе динамически управлять размером файла подкачки, выбирая наиболее оптимальный размер.

Настройки дампа памяти находятся в расширенных свойствах системы, в разделе Загрузка и восстановление (Startup and Recovery). Здесь можно один из четырех типов дампа либо совсем отключить его создание.

Даже зная настройки дампа и объем физической памяти, не получится точно сказать, какого размера файл подкачки создаст система. Поэтому я решил немного поэкспериментировать, для чего взял в качестве подопытных 2 системы — клиентскую Windows 8.1 (x64) и серверную Windows Server 2012 R2 и проверил, как размер файла подкачки зависит от объема физической памяти и настроек дампа. Вот что получилось:

Как видите, размер файла напрямую зависит не только от объема ОЗУ и настроек дампа, но и от типа операционной системы. Кроме того, отключение дампа не означает полное отсутствие файла подкачки.

Также стоит напомнить, что это начальные значения. При нехватке виртуальной в процессе работы памяти система может увеличивать файл подкачки вплоть до максимального значения, которое при автоматической настройке составляет 3 объема физической памяти.

Определение необходимого размера файла подкачки

Хотя размером файла подкачки и можно управлять через настройки дампа памяти, однако это не самый прямой способ. Гораздо правильней настроить размер файла вручную. Остается только выяснить, какой размер можно считать достаточным.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Единственный способ более-менее точно установить размер файла подкачки — это собрать в данной конкретной системе данные по потреблению памяти и использованию файла подкачки, выяснить, какой максимальный объем памяти может быть занят службами\приложениями и насколько реально используется файл подкачки. На основании полученных данных и следует выбирать размер файла.

Оперативно оценить текущее потребление виртуальной памяти можно в Task manager, в разделе Performance (производительность). В поле Commited показано отношение используемой виртуальной памяти к ее общему количеству. В моем примере на компьютере установлено 64Гб оперативной памяти и такого же объема файл подкачки. Текущий объем виртуальной памяти составляет 128Гб, занято 65Гб. Из них 62,4Гб приходятся на оперативную память и 2,6Гб на файл подкачки.

Также для сбора информации можно воспользоваться счетчиками производительности. Счетчики предоставляют больше информации, а также позволяют собрать статистику за определенное время, что позволит более точно определить потребности системы в виртуальной памяти. Нам потребуются следующие счетчики производительности:

Memory, Commited Bytes — этот счетчик показывает, какое количество байт в виртуальной памяти занято текущими процессами. Когда значение Commited Bytes превышает объем физической памяти, система начинает активно использовать файл подкачки;
Memory, Available Bytes — объем свободной физической памяти на компьютере. Этот параметр показывает загруженность оперативной памяти, а чем меньше физической памяти остается, тем активнее система использует файл подкачки.
Memory, Commit Limit — значение, равное сумме объема оперативной памяти и текущего размера файла подкачки. По другому — максимальное количество виртуальной памяти, которое может быть выделено всем процессам без увеличения размера файла подкачки.
Memory, %Commited Bytes In Use — показывает процент использования виртуальной памяти. Представляет из себя отношение Commited Bytes \Commit Limit.
Paging File, %Usage — процент использования файла подкачки, текущее значение.
Paging File, %Usage Peak — процент использования файла подкачки, пиковое значение.

Для более глубокого анализа потребления памяти можно дополнительно использовать такие счетчики:

Memory, Page Fault\sec — количество страничных ошибок (прерываний) в секунду при обращении к страницам памяти. Напомню, что страничное прерывание возникает при обращении к странице памяти, которая была выгружена на диск.
Memory, Pages\sec — показывает, сколько страниц в секунду было прочитано\записано в рамках страничного прерывания. Проще говоря, этот счетчик показывает интенсивность обмена данными между оперативной памятью и файлом подкачки. Представляет из себя сумму счетчиков Pages Input\sec и Pages Outpit\sec .
Process, Working Set — показывает текущее использование физической памяти активными процессами. Значение Total выдает суммарный объем по всем процессам, но можно вывести данные отдельно и по каждому конкретному процессу. Этот счетчик не имеет прямого отношения к файлу подкачки, но может помочь при диагностике проблем с производительностью.

Как видно на примере, 64-гигабайтный файл подкачки реально используется всего на 2-3%. То есть для нормальной работы с избытком хватит файла подкачки размером 4Гб. И это при том, что сервер очень прилично нагружен, для менее загруженного компьютера цифры будут еще меньше.

Отдельно стоит упомянуть о выборе размера файла подкачки для компьютеров с ролью Hyper-V. Дело в том, что в силу особенностей архитектуры гипервизор не использует файл подкачки для виртуальных машин даже в случае нехватки физической памяти. На серверах Hyper-V файл подкачки нужен исключительно для целей хостовой системы, в которой используется лишь небольшая часть ОЗУ (обычно не более 2-4ГБ). Поэтому создавать файл подкачки, исходя из общего объема физической памяти в данном случае абсолютно бессмысленно.

Настройка

Определив необходимый размер, переходим непосредственно о настройке. Для изменения размера файла подкачки открываем свойства виртуальной памяти и отключаем автоматический выбор размера. Затем в поле «Drive» выбираем логический диск, на котором будет располагаться файл, выбираем опцию «Custom size», указываем начальный и максимальный размер файла подкачки и жмем «Set». Для того, чтобы изменения вступили в силу, после настройки может потребоваться перезагрузка системы.

Для файла подкачки существуют некоторые ограничения:

Максимальный размер файла может быть не более 16ТБ для 64-битной и не более 4ГБ для 32-битной системы;
Можно создавать до 16 файлов подкачки, но каждый должен быть расположен на отдельном томе (логическом диске);
Для возможности создания аварийного дампа памяти необходимо, чтобы файл подкачки (хотя бы один) находился на системном диске.

Для автоматизации процесса настройки можно использовать вот такой PowerShell скрипт (подставив свои значения):

# Disable automatic management for pagefile
$ComputerSystem = Get-WmiObject -Class Win32_ComputerSystem -EnableAllPrivileges
if ($ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile) {
$ComputerSystem.AutomaticManagedPagefile = $false
$ComputerSystem.Put()
}
# Set manual size for pagefile
$PageFile = Get-WmiObject -Class Win32_PageFileSetting -EnableAllPrivileges
$PageFile.InitialSize = 4096
$PageFile.MaximumSize = 8192
$PageFile.Put()

Заключение

В заключение некоторые практические советы, которые могут помочь в настройке.

При ручной настройке необходимо указать начальный и максимальный размер файла. В этом случае система создает файл начального размера, при необходимости увеличивая его до тех пор, пока он не достигнет максимального. При увеличении размера возможна фрагментация файла подкачки, что скажется на его быстродействии. Для борьбы с фрагментацией можно изначально указать начальный и максимальный размер одинаковыми. Тогда система сразу выделит под файл все необходимое место, а статический размер файла исключит возможную фрагментацию в дальнейшем.
Для увеличения производительности системы файл подкачки можно перенести на другой раздел. Уточню, что переносить файл стоит только на раздел, находящийся на другом физическом диске. Размещение файла подкачки на дополнительном раздел одного и того же диска не приведет к повышению быстродействия. На практике имеет смысл перенос файла подкачки на отдельный SSD-диск, это может дать заметный прирост производительности.
Еще один теоретический 🙂 способ повысить скорость работы с файлом подкачки — разместить его на отдельном, специально выделенном только под него разделе, для которого установить размер кластера 64Кб (вместо 4Кб по умолчанию). При работе с большими файлами (такими, как файл подкачки) большой размер кластера может повысить производительность файловой системы. Чем больше размер кластера, тем большими блоками читаются\пишутся данные, соответственно для одинакового объема данных при размере кластера 64Кб потребуется в 16 раз меньше операций чтения\записи, чем для 4Кб.
Кое где встречаются советы полностью отключить файл подкачки. Действительно, в отдельных случаях это может дать некоторый прирост производительности, хотя лично я не вижу в этом большой пользы. Как можно убедиться с помощью счетчиков производительности, при наличии свободной физической памяти ОС и так использует файл подкачки по минимуму, поэтому прирост будет незначительный. Если же при отключенном файле подкачки в процессе работы закончится физическая память, то приложение, потребляющее память, будет остановлено, что чревато сбоем в работе и потерей данных. Кроме того, при отсутствии файла подкачки Windows не сможет сохранить дамп памяти в случае сбоя.
И последнее. Манипуляции с файлом подкачки не особо сильно влияют на производительность системы в целом. Повторюсь, при достаточном количестве физической памяти файл подкачки используется по минимуму. Если же в системе постоянно не хватает памяти и она активно использует файл подкачки, то в первую очередь стоит подумать о расширении физической памяти.

Практически во всех материалах по , которые мне доводилось встречать на просторах Интернета, упоминается такой объект операционной системы Windows, как файл подкачки (виртуальная память). Предполагается, что оптимизация файла подкачки должна повлиять на скорость работы операционной системы и компьютера в целом. Но так ли это на самом деле и существует ли оптимальный файл подкачки? Давайте разбираться...

Зачем нужен файл подкачки

В двух словах поясню что это за файл и для чего он нужен.

В любом компьютере есть оперативная память, в которой наиболее быстро обрабатываются данные. Но практически всегда оперативной памяти не хватает для решения текущих задач и для устранения этого дефицита был создан специальный файл, который, как понятно, называется файлом подкачки.
Файл подкачки находится на жестком диске и это системный файл.

Файл подкачки обычно скрыт от пользователя, как и большинство других системных файлов.

Во время работы компьютера Windows помещает в этот файл данные, которые не умещаются в оперативной памяти. В дальнейшем эти данные могут снова помещаться в оперативную память и опять выгружаться в файл подкачки.

Нужно ли переносить файл подкачки

По умолчанию файл подкачки создается на системном диске, то есть обычно на диске С, на котором установлена Windows. Я уже неоднократно сталкивался с рекомендацией перенести файл подкачки на другой (несистемный) раздел, что вроде как должно повысить производительность.

Но так ли это? Давайте разберемся.

Сама компания Майкрософт в одной из статей рекомендует сделать перенос файла подкачки на другой раздел: «Вы можете увеличивать производительность системы, а также освободить пространство на загрузочном разделе, переместив данный файл на альтернативный раздел ».

При этом не уточняется на какой именно раздел. Поэтому многие, опираясь на данную информацию, просто рекомендуют переносить файл подкачки, например, на диск D. При этом считается, что перенос файла подкачки на несистемный раздел уменьшит его , которая является неизменным спутником всех файлов в , а это, в свою очередь, должно сказаться на увеличении быстродействия операционной системы.

Что касается фрагментации, то я согласен — при переносе файла подкачки с системного раздела его фрагментация должна уменьшиться, но в данной ситуации от такого мероприятия толку будет мало, а точнее будет даже больше вреда.

Дело в том, что отсутствие файла подкачки на системном диске не позволит системе создавать дампы памяти.

Дамп памяти — это некоторый слепок оперативной памяти, который может быть крайне полезным при выяснении причин сбоев. То есть анализ дампа памяти довольно часто позволяет выявить причину, которая вызвала перезагрузку или зависание компьютера.

Возможно для большинства пользователей это не особо востребованная функция, но при возникновении внештатных ситуаций анализ дампа памяти — это практически единственная возможность докопаться до причины проблемы в домашних условиях.

Как я уже упомянул, фрагментация файла подкачки на несистемном диске действительно будет менее выраженной. Однако это практически никак не повлияет на скорость работы с файлом и никакого прироста производительности вы не почувствуете.

Но это все же не означает, что перенос файла подкачки бессмысленен.

Когда перенос файла подкачки оправдан

Если у вас к компьютеру подключено два жестких диска, то имеет смысл перенести файл подкачки на один из разделов именно второго жесткого диска.

При этом оптимальным решением будет создание двух файлов подкачки — один на системном диске, а второй на одном из разделов второго жесткого диска.

Первый файл подкачки позволит создавать дампы памяти для анализа внештатных ситуаций. Второй файл подкачки позволит ускорить работу Windows с ним, так как он физически будет размещен на другом устройстве.

Можно встретить рекомендации, призывающие создавать отдельный раздел для файла подкачки, чтобы свести к минимуму его фрагментацию во время работы системы. Как я сказал ранее, дефрагментация не играет ключевую роль в скорости работы системы с файлом подкачки. Поэтому можно не создавать отдельный раздел для него, а просто разместить файл на одном из существующих разделов второго жесткого диска.

Теперь поговорим о том, как это сделать.

Как перенести файл подкачки

В Панели управления перейдем в раздел «Система»:

Найдем подраздел «Быстродействие»:

И на вкладке «Дополнительно» обратимся к подразделу «Виртуальная память»:

Снимаем галочку с пункта, автоматически регулирующего размер файла подкачки, и в перечне доступных дисков выбираем тот, на который хотим его перенести.

И тут возникает вполне закономерный вопрос — как определить необходимый объем этого файла?

Оптимальный размер файла подкачки

К сожалению, невозможно однозначно сказать, какой оптимальный размер файла подкачки нужно установить. Все зависит от множества факторов, в первую очередь от объема оперативной памяти установленной на компьютере. Ну и конечно от того, для каких целей компьютер используется, то есть какие программы на нем запускаются и какие задачи с помощью компьютера решаются.

Могу лишь сказать, что чем больше оперативной памяти установлено на компьютере, тем меньше будет задействоваться системой файл подкачки.

Но это утверждение не всегда правомочно, так как есть очень ресурсоемкие программы, которым и 64Гб оперативной памяти будет недостаточно.

По этой причине оптимальный файл подкачки для каждого компьютера будет разным. Но можно руководствоваться советом Майкрософт при настройке файла подкачки.

Согласно информации с сайта Майкрософт , в Windows заложен следующий принцип: «Windows устанавливает исходный размер файла подкачки равным объему оперативной памяти вашего компьютера, а максимальный размер файла подкачки соответствует утроенному объему ОЗУ» .

Сегодня, наверное, трудно найти пользователя современных компьютерных систем, работающих под управлением ОС Windows (и Win7 в частности), которые бы так или иначе не сталкивались с понятием файла подкачки (он обозначается как Pagefile.sys и является системным). Давайте посмотрим, что он представляет собой на самом деле, а также определим его наилучший размер для оптимизации производительности системы. Какой оптимальный размер Windows 7 рекомендуется установить, сейчас и будет выяснено.

Что такое файл подкачки?

Для начала немного теории. Собственно, сам файл подкачки, присутствующий в любой «операционке» Windows, является как бы дополнительным средством увеличения размера оперативной памяти компьютера, когда ее собственного объема не хватает для выполнения некоторых «тяжеловесных» в плане системных ресурсов задач или обработки большого количества данных (например, вычислений с плавающей запятой, что большей частью касается современных игр и приложений мультимедиа).

На самом же деле в этом файле прописывается весь тот «хлам», который подлежит обработке, если оперативной памяти недостаточно. Иными словами, сам объект отвечает за резервирование места на жестком диске для выполнения некоторых операций. Иными словами, когда «оперативка» чересчур перегружена, данные сбрасываются на винчестер, где и происходит обработка.

Но тут важно понимать один главный аспект: дело в том, что обращение системы к оперативной памяти производится намного быстрее, чем к жесткому диску, обладай он сколь угодно быстрой скоростью вращения шпинделя (от чего, кстати, и зависит скорость считывания данных). К сожалению, Windows 7 оптимальный размер файла подкачки определяет самостоятельно. И это не всегда есть хорошо.

Дело в том, что разработчики самой системы постарались установить размер резервированного пространства, так сказать, в некоем универсальном варианте для всех возможных конфигураций. Но если учесть особенности установленного оборудования (зачастую даже нестандартного), тут может возникнуть множество проблем. Сам же файл подкачки Windows 7, оптимальный размер которого установлен самой «операционкой», может не справляться с возложенными на него задачами. Но об этом чуть позже.

Доступ к функциям изменения размера файла подкачки и способы оптимизации

Настройка и изменение размера самого файла производятся в стандартной «Панели управления». Там изначально выбирается раздел настроек и безопасности, затем - меню «Система». Слева в окне имеется гиперссылка на дополнительные параметры. Кликнув по ней, можно получить доступ к основному окну настройки. Здесь используется вкладка «Дополнительно» и осуществляется переход на изменение настроек нажатием кнопки «Параметры».

Тут, опять же, есть вкладка «Дополнительно», в меню которой присутствует строка «Виртуальная память» и кнопка «Изменить». Нажимаем ее и переходим к настройке.

Сразу видно, что по умолчанию установлен определенный размер, поскольку задействована строка автоматического выбора. Теперь снимаем с нее галочку и пытаемся поменять установленный размер по своему усмотрению. Вот тут-то и начинаются подвохи.

Дело в том, что некоторые пользователи имеют твердо укоренившееся мнение о том, что большая установленная размерность будет способствовать более быстрой обработке данных. Абсолютный нонсенс! При слишком большом заданном размере система просто начнет игнорировать оперативную память и все больше обращается к зарезервированной области жесткого диска. А это, как уже было сказано, происходит со скорость, меньшей, чем при доступе к «оперативке». Но и сама система при использовании оперативной памяти способна резервировать порядка 30 % ресурсов, дабы не обращаться к файлу подкачки.

Зачем нужно менять параметры и настройки файла подкачки

Теперь посмотрим на оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x64 для игр или для выполнения некоторых ресурсоемких операций. В принципе, в данном случае (архитектура 32 или 64 бита) в общем-то роли не играет. Если кто еще не понял, все зависит только от количества установленных планок «оперативки», то бишь ее объема.

Вообще многие специалисты не рекомендуют выставлять слишком большой размер, но и отключать файл подкачки в большинстве случаев не стоит (разве что при наличии оперативной памяти более 8 Гб). Самым лучшим решением станет ручная установка размера на уровне половины от имеющегося стандартного значения. Специалисты Microsoft не советуют заниматься подобными вещами, считая, что это повредит всей системе в целом. Как показывает практика, ничего подобного не наблюдается. Можно вообще отключить задействование резервной области винчестера, и это никак не скажется на работоспособности или производительности системы. Кстати, и игра, запущенная с жесткого диска (а не с оптического носителя), не будет выдавать ошибок, а обработка той же трехмерной графики будет производиться намного быстрее.

Windows 7: оптимальный размер файла подкачки (общепринятые стандарты)

Теперь давайте посмотрим на общепринятые параметры, предлагаемые для размера файла подкачки в «семерке». Для этого стоит просто взглянуть на следующую таблицу.

Как видно из вышеприведенных данных, чем больше планок оперативной памяти установлено, тем меньший размер имеет резерв дискового пространства. Однако, если говорить о некоторых специфичных задачах или современных играх, данные параметры можно изменять (все зависит от требований, предъявляемых самим приложением, а также от имеющейся конфигурации).

Стандарты стандартами, но закономерно возникает вопрос: а следует ли придерживаться общепринятых правил?

Сразу стоит обратить внимание на отзывы пользователей. Так, например, многие утверждают, что оптимальный размер файла подкачки Windows 7 x32 (4 Гб «оперативки») можно устанавливать ниже значения по умолчанию, а то и отключить использование резерва вовсе. Но и это еще не все. Даже при наличии всего 1-2 Гб «оперативки» (если работать, скажем, только с офисными документами), задействовать файл подкачки не стоит вообще. Его включение принесет только вред, поскольку, как уже понятно, система будет обращаться к винчестеру чаще, чем к «оперативке», что, в свою очередь, может вызвать достаточно сильное «торможение».

Оптимальный размер файла подкачки Windows 7 (x64): реальное использование

В принципе, если разобраться, такие приложения работаю достаточно эффективно, позволяя должным образом изменять настройки и устанавливать для той же системы Windows 7 оптимальный размер файла подкачки, правда, при условии запуска от имени администратора.

Что в итоге?

В заключение остается добавить, что вышеописанные действия стоит предпринимать только на свой страх и риск. Хоть в Windows 7 оптимальный размер файла подкачки по большому счету особой-то роли не играет (чаще всего современные компьютерные системы имеют достаточно мощную конфигурацию), тем не менее изменять его размер, скажем, в сторону увеличения не рекомендуется. Проще всего просто его отключить, ничего страшного не произойдет, уж поверьте.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png