Первые музыкальных инструменты - костяные флейты - появились около 35 тыс. лет назад, однако человечество могло заниматься музыкой и задолго до них. Со временем, понимание музыки становилось все более и более глубоким. Хотя для того, чтобы создавать музыку, не обязательно досконально знать теорию гамм, ритма, мелодии, и гармонии, тем не менее, некоторые знания в этой сфере помогут вам создавать более качественную музыку.

Шаги

Часть 1

Звуки, ноты, и гаммы
  1. Понимайте разницу между «высотой звука» и «нотой». Эти термины используются для описания качеств музыкальных звуков. Они связаны между собой, но имеют некоторые различия.

    • Высота звука означает то, насколько звук низок или высок, в зависимости от его частоты. Чем больше частота, тем выше звук. Разница частот между звуками разной высоты называется интервалом.
    • Нотой обозначается звук определенной частоты. Стандартной частотой ноты A (ля) первой октавы принято считать 440 Гц, хотя некоторые оркестры используют другой стандарт, в частности 443 Гц, чтобы достичь более яркого звучания.
    • Большинство людей могут определить правильность ноты, когда вместе с ней играется другая нота, или серия нот из известной им композиции. Это называется «относительный слух». У небольшого числа людей развит «абсолютный слух», позволяющий определять высоту звука, не слыша при этом другой звук.
  2. Понимайте разницу между «тембром» и «тоном». Эти термины обычно используются по отношению к музыкальным инструментам.

    • Тембр означает сочетание стандартной высоты звука и призвуков (обертонов), которые появляются при игре ноты на музыкальном инструменте. Если вы сделаете подцеп низкой струны E (ми) на акустической гитаре, на самом деле вы услышите не только низкую ноту E (ми), но и дополнительные призвуки, имеющие высоту выше стандартной. Именно сочетание этих звуков, также называемых «гармоники», делает звучание каждого инструмента уникальным.
    • Тон - более абстрактный термин. Он обозначает эффект, который сочетание стандартной высоты звука и призвуков оказывают на слух человека. Добавление более высоких гармоник к тембру даст более яркий и четкий тон, в то время как более низкие гармоники дадут более мягкий тон.
    • Тоном также называется интервал между двумя звуками разной высоты (целый тон). Половина этого интервала называется полутон.
  3. Выучите названия нот. Ноты могут называться несколькими способами. На Западе наиболее распространены два способа.

    • Буквенные названия: Нотам с определенной частотой присвоены буквенные названия. В странах с английским и датским языком, это буквы от A до G. В странах с немецким языком, буква B означает ноту B-flat, или си-бемоль (черная клавиша на пианино между нотами A и B), а буква H используется для обозначения ноты B, или си (белая клавиша на пианино с нотой B).
    • Сольфеджио: в этой системе ноты имеют односложные названия в соответствии с их последовательностью в гамме. Система была разработана в 11 веке монахом Гвидо д"Ареццо, который использовал «ут, ре, ми, фа, соль, ля, си», взятые из первых слов каждой строки песнопения Иоанну Крестителю. Со временем, «ут» было заменено на «до», а некоторые сократили «соль» до «со» (в некоторых частях мира система сольфеджио является основной системой обозначения нот).
  4. Разберитесь с нотами в гамме. Гаммой называется последовательность интервалов, когда самый высокий звук в гамме имеет частоту в два раза больше, чем самый низкий. Такой диапазон называется октавой. Вот некоторые распространенные гаммы:

    • Хроматическая гамма насчитывает 12 полутоновых интервалов. Игра октавы на пианино, начиная с ноты «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы, то есть последовательное нажатие всех белых и черных клавиш, обозначает хроматическую гамму. Другие гаммы являются более урезанными по сравнению с этой.
    • Мажорная гамма насчитывает семь интервалов: первый и второй являются целыми тонами; третий является полутоном; четвертый, пятый, и шестой - целыми тонами; седьмой интервал - полутон. Игра октавы на пианино с ноты «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы, с использованием только белых клавиш, является примером мажорной гаммы.
    • Минорная гамма также насчитывает семь интервалов. Наиболее распространенной формой является гамма натурального минора. Первый интервал - целый тон, второй - полутон, третий и четвертый - целые тона, пятый - полутон, шестой и седьмой - целые тона. Игра октавы на пианино с ноты «ля» малой октавы до ноты «ля» первой октавы, с использованием только белых клавиш, является примером гаммы натурального минора.
    • Гамма пентатоника насчитывает пять интервалов. Первый интервал - целый тон, второй - три полутона, третий и четвертый - по целому тону каждый, пятый - три полутона. В тональности C (до), нотами пентатоники будут ноты C (до), D (ре), F (фа), G (соль), A (ля), и снова C (до). Вы также можете играть пентатонику, используя только черные клавиши на пианино, между первой и третьей октавами. Пентатоника используется в африканской музыке, музыке Восточной Азии и индейцев, а также в народной музыке.
    • Самая первая нота в гамме называется «тоника». Обычно, песни написаны таким образом, что последней нотой в песне является именно тоника. Песня, написанной в тональности до, почти всегда заканчивается нотой до. Часто рядом с нотой указывается, является ли тональность мажорной или минорной; если этого не указано, тональность принято считать мажорной.
  5. Используйте диезы и бемоли, чтобы повышать или понижать ноты. Диезы и бемоли повышают или понижают ноту на один полутон. Они необходимы для того, чтобы играть в тональностях, отличных от до-мажора и ля-минора, и соблюдать правильные интервалы. Диезы и бемоли указываются рядом с нотами на нотной записи, и называются знаками альтерации.

    • Знак диеза (похож на знак хэштэга - #), расположенный рядом с нотой, повышает ее на один полутон. В тональностях G-major и E-minor (соль-мажор и ми-минор), нота F (фа) повышена на один полутон и является нотой F-sharp (фа-диез).
    • Знак бемоля (похож на прописную английскую букву "b"), расположенный рядом с нотой, понижает ее на один полутон. В тональностях F-major и D-minor (фа-мажор и ре-минор), нота B (си) понижена на один полутон и является нотой B-flat (си-бемоль).
    • Для удобства, ноты, которые должны быть понижены или повышены в определенной тональности, указываются в начале каждой строки нотной записи. В этом случае, знаки альтерации должны использоваться только для нот, расположенных за пределами мажорной или минорной тональности, в которой написана песня. Такие знаки альтерации будут применены только к отдельным нотам в пределах такта.
    • Знак бекара (выглядит как вертикальный параллелограм с линиями, идущими вверх и вниз от двух его вершин), расположенный рядом с нотой, означает, что эта нота не должна быть повышена или понижена в этом участке песни. Бекар никогда не указывается в начале нотной записи вместе с другими знаками альтерации, но он может использоваться для отмены диезов и бемолей в пределах такта.

    Часть 2

    Удары и ритм
    1. Понимайте разницу между «ударом», «ритмом», и «темпом». Эти термины также связаны между собой.

      • Удар (доля) - термин, характеризующий пульсацию музыки. Ударом может быть как звучащая нота, так и отрезок тишины, называемый паузой. Кроме того, во время одного удара может звучать несколько нот, и наоборот - одна нота или пауза может длиться несколько ударов.
      • Ритм - это серия ударов и пульсаций. Ритм определяется расположением нот и пауз в песне.
      • Темп - то, насколько быстро или медленно играется песня. Чем быстрее темп, тем больше ударов звучит в минуту. В песне “The Blue Danube Waltz” - медленный темп, а в “The Stars and Stripes Forever” - быстрый.
    2. Совокупность ударов в тактах. Тактом является совокупность ударов. Каждый такт имеет равное количество ударов. Количество ударов в каждом такте песни указывается в начале нотного стана при обозначении размера, который выглядит как дробь без черты, разделяющей числитель и знаменатель.

      • Верхнее число обозначает количество ударов в такте. Обычно это число 2, 3, или 4, но может быть 6 или выше.
      • Нижнее число обозначает то, какая нота принята за один целый удар. Если нижнее число 4, за один удар принята четвертная нота (выглядит как закрашенный овал с вертикальной линией). Если нижнее число 2, за один удар принята половинная нота (выглядит как незакрашенный овал с вертикальной линией). Если нижнее число 8, за один удар принята восьмая нота (выглядит как четвертная нота с флажком).
    3. Найдите сильную долю. Ритм определяется тем, какие удары (доли) в такте являются сильными (акцентированными) и слабыми (неакцентированными).

      • В большинстве песен, первая доля (удар) является сильной долей, или акцентированной. Оставшиеся доли (удары) являются неакцентированными, хотя в такте с четырьмя долями акцентированной может быть также и третья доля, но ее акцент будет слабее первой доли.
      • Иногда в музыке акцентируются слабые доли вместо сильных. Это называется синкопирование; в таком случае говорят, что акцент делается на слабую долю.

    Часть 3

    Мелодия, гармония, и аккорды
    1. Определите песню по мелодии. Мелодия - это последовательность нот разной высоты, звучащих в определенном ритме, которые человек воспринимает как целостную композицию.

      • Мелодия состоит из фраз, распределенных по тактам. Эти фразы могут повторяться на протяжении всей мелодии, например как в рождественской песне “Deck the Halls”, в которой первая и вторая строки имеют одинаковую последовательность нот в тактах.
      • Чаще всего в песнях используется следующая структура: одна мелодия сопровождает куплет, а другая связанная с ней мелодия сопровождает припев.
    2. Добавьте в мелодию гармонии. Гармония - это игра нот, находящихся за пределами текущей мелодии, с целью сделать звучание более ярким и контрастным. Как сказано выше, много струнных инструментов могут производить различные тона при подцепе; обертоны, звучащие вместе с основным тоном, являются одной из форм гармонии. Гармонии можно достичь, играя различные музыкальные фразы и аккорды.

      • Гармония, которая усиливает звучание мелодии, называется консонантной. Обертоны, звучащие вместе с основным тоном при подцепе струны на гитаре, являются примером консонантной гармонии.
      • Гармония, которая контрастирует с мелодией, называется диссонантной. Диссонантная гармония может быть достигнута игрой контрастирующих мелодий, например как в случае с песней “Row Row Row Your Boat”, когда разные группы людей начинают петь вышеуказанную фразу в разное время.
      • Во многих песнях диссонанс используется для выражения неопределенных чувств, и дальнейшего продвижения к консонантной гармонии. Как в примере с “Row Row Row Your Boat”, как только каждая группа заканчивает петь куплет, песня становится спокойнее, до тех пор, пока последняя группа не споет “Life is but a dream”.
    3. Группируйте ноты в аккорды. Аккорд состоит из трех или более нот, звучащих одновременно или не одновременно.

      • Наиболее часто используемыми аккордами являются трезвучия (три ноты), в которых каждая следующая нота отстоит на две ноты от предыдущей. В аккорде до-мажор, нотами аккорда будут нота до (тоника), ми (большая терция), соль (квинта). В аккорде до-минор, нота ми будет заменена на ноту ми-бемоль (малая терция).
      • Другим часто используемым аккордом является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется четвертая нота, септима от тоники. В септаккорде до-мажор к трезвучию до-ми-соль добавляется нота си, и получается последовательность до-ми-соль-си. Септаккорды диссонантнее трезвучий.
      • Для каждой ноты в песне можно использовать разные аккорды; таким образом создается так называемая «парикмахерская» гармония. Однако чаще всего в аккордах играются ноты из данного аккорда, например, игра аккорда до-мажор для обыгрыша ноты ми.
      • Многие песни состоят из трех аккордов, тониками которых являются первая, четвертая и пятая нота гаммы. В этом случае употребляются римские цифры I, IV, и V. В тональности до-мажор, этими аккордами будут до-мажор, фа-мажор, и соль-мажор. Часто, мажорный или минорный аккорд V заменяется на септаккорд; таким образом, в тональности до-мажор аккордом V будет септаккорд соль-мажор.
      • Аккорды I, IV и V взаимосвязаны между собой по тональностям. Аккорд фа-мажор является аккордом IV в тональности до-мажор, а аккорд до-мажор, в свою очередь, является аккордом V в тональности фа-мажор. Также, аккорд соль-мажор является V в тональности до-мажор, а аккорд до-мажор является аккордом IV в тональности соль-мажор. Эти взаимосвязи относятся и к другим аккордам, и изображены в виде диаграммы под названием квинтовый круг.

    Часть 4

    Виды музыкальных инструментов
    1. Ударные инструменты. Этот вид инструментов принято считать одним из самых старых. Большинство из них созданы для создания и поддержки ритма, хотя некоторые могут играть мелодию или создавать гармонию.

      • Ударные инструменты, которые создают звук благодаря вибрации своей конструкции, называются идифонами. Сюда входят и инструменты, которые создают звук от ударов сами о себя, например тарелки и кастаньеты, а также те, которые создают звук от ударов о другие предметы, например стальные барабаны, треугольники, и ксилофоны.
      • Ударные инструменты с покрытием, которые вибрирует при ударе, называются мембранофонами. Сюда входят такие барабаны, как литавры, том-томы, и бонго, а также инструменты, к мембране которых крепится струна или палочка, вибрирующая при контакте, например куика.
    2. Деревянные духовые инструменты. Духовые инструменты создают звук благодаря вибрации, которая возникает тогда, когда в них дуют. В большинстве из них есть отверстия для изменения высоты звука, благодаря чему они могут играть мелодии и гармонии. Деревянные духовые инструменты делятся на два типа: флейты, которые создают звук с помощью вибрации всего инструмента, и язычковые трубы, внутри которых размещен вибрирующий материал. В свою очередь, они делятся на два подтипа.

      • Открытые флейты создают звук разделением воздушного потока о край инструмента. Концертные флейты и свирели относятся к этому типу.
      • Закрытые флейты направляют воздух по специальному каналу внутри инструмента, чтобы разделить его и создать вибрацию. К этому типу относятся органные трубы.
      • В инструментах с одинарной тростью, эта трость размещена в мундштуке. Когда в нее дуют, трость заставляет воздух внутри инструмента вибрировать и создавать звук. Кларнет и саксофон являются примерами инструментов с одинарной тростью. (Хотя корпус саксофона выполнен из меди, он считается деревянным духовым инструментом, потому что для создания звука использует трость).
      • Инструменты с двойной тростью используют две камышовые трости, плотно соединенные друг с другом на одном конце. В таких инструментах, как гобой и фагот, эта двойная трость должна находиться между губами музыканта, в то время как на волынках и крумхорнах эта двойная трость находится под покрытием.
    3. Медные духовые инструменты. В отличие от деревянных духовых инструментов, которые только направляют поток воздуха, медные духовые инструменты вибрируют вместе с движениями губ музыканта, создавая звук. Такие инструменты называются медными, потому что большинство из них сделаны из меди; но помимо этого, они также делятся на подвиды, в зависимости от их способности менять звучание благодаря изменению расстояния, которое должен пройти воздух перед выходом. Этого можно достичь одним из двух методов.

      • Тромбоны используют кулису, чтобы изменить расстояние, которое должен пройти воздух перед выходом. При выдвижении кулисы расстояние увеличивается, понижая тон, а при ее задвигании расстояние уменьшается, повышая тон.
      • Другие медные духовые инструменты, такие как труба и туба, используют набор клапанов для расширения или сокращения воздушного потока внутри инструмента. Эти клапаны можно нажимать по отдельности или вместе, чтобы достичь желаемого звучания.
      • Деревянные духовые инструменты и медные духовые инструменты часто называют просто духовыми инструментами, потому что в них нужно дуть для создания музыки.
    4. Струнные инструменты. Струны на струнных инструментах могут звучать тремя разными способами: с помощью дерганья (гитара), с помощью удара (дульцимер или молоточки на пианино), или с помощью смычка (скрипка или виолончель). Струнные инструменты можно использовать как для ритмического, так и для мелодического аккомпанемента, и их можно поделить на три категории:

      • Лютня является струнным инструментом с резонирующим корпусом, таким как у скрипки, гитары, и банджо. Струны имеют одинаковую длину (за исключением нижней струны на пятиструнной банджо) и разную толщину. Более толстые струны обеспечивают низкий тон, а тонкие струны - высокий. Струны прижимаются в специальных местах, называемых ладами, что сокращает их длину, и позволяет достичь разной высоты.
      • Арфа является струнным инструментом, струны которого размещены в специальной рамке. Струны арфы находятся в вертикальном положении и имеют разную длину, а нижний конец каждой струны соединен с резонирующим корпусом (декой) инструмента.
      • Цитра является струнным инструментом, имеющим плоский корпус неправильной формы. Струны на цитре можно дергать или подцеплять, делать прямые и непрямые удары, как на дульцимере или пианино.
    • Гаммы натурального мажора и минора связаны таким образом, что минорная гамма тональности на две ноты ниже, чем мажорная гамма с теми же нотами, повышенными или пониженными. Таким образом, тональности до-мажор и ля-минор, в которых нету диезов и бемолей, имеют одинаковый набор нот.
    • Некоторые инструменты, или группы инструментов, ассоциируют с определенными стилями музыки. К примеру, струнные квартеты, состоящие из двух скрипок, альта и виолончели, обычно играют в жанре классической музыки, называемом камерная музыка. Джазовые коллективы обычно имеют ритм-секцию, состоящую из барабанов, клавиш, иногда контрабаса и тубы, и духовую секцию, состоящую из труб, тромбонов, кларнетов, и саксофонов. Иногда интересно играть песни на инструментах, отличных от тех, для которых было написано произведение. Примером тому может являться “Странный Эл” Янкович, играющий известные рок-песни в стиле полька на аккордеоне.

Создать музыку на компьютере намного проще, чем сделать тоже самое с реальными музыкантами. Ведь вам с самого начала доступен весь диапазон любого инструмента, тембр звучания которого может быть легко изменен с помощью многочисленных библиотек эффектов. Любой звук может быть изменен до неузнаваемости в звуковом редакторе, что позволит гармонично вписать его в общую композицию.

Чтобы приступить к созданию музыки на компьютере, вам в первую очередь понадобится сам компьютер, основы музыкальной грамоты и, естественно, слух. Многие заблуждаются, полагая, что им вполне хватит компьютера и специальной программы, однако компьютеры пока еще не научились самостоятельно создавать что-либо, поэтому их можно рассматривать только как инструмент в руках профессионала. Выбор программы зависит от личных предпочтений каждого, поэтому, не будем подробно останавливаться на каждой из них, а просто перечислю некоторые из них: «Fruity Loops», «Adobe Audition», «Sound Forge» и т.д. После того, как вы определились с программой, вам понадобятся виртуальные синтезаторы (если вы собираетесь всерьез заниматься творчеством, то, скорее всего, вам придется приобрести полноценный синтезатор, а не его виртуальную копию), наборы семплов и различных эффектов.

Теперь составим план, которого стоит придерживаться при создании музыки на компьютере. Он в дальнейшем поможет четко сформировать музыкальную композицию!

Определите целевую аудиторию вашей будущей композиции, а также жанр будущего произведения (рок, поп, электронная музыка, танцевальная или, быть может, даже классическая). Важно также определиться с общим настроением композиции (торжественное, печальное, агрессивное). Если вы уже определились с жанром и настроением, то можно приступать к подбору инструментов, которые вам понадобятся. На первых порах достаточно будет выделить только самые необходимые из них, а по мере работы над композицией добавлять новые или изменять ранее выбранные.

Если у вас имеется в наличии настоящий инструмент, то подключите его к соответствующему усилителю, а затем – к аудио интерфейсу вашего компьютера. Иначе воспользуйтесь виртуальным аналогом. Приступите к импровизированию, придерживаясь определений предыдущего пункта. Помните, что оригинальность, несомненно, положительный фактор, но не забывайте о здравом смысле – не стоит, например, скрипкам придумывать басовую партию.

При импровизации постепенно будет вырисовываться лейт-тема, которую следует разделить на части (вступление, припев, проигрыш, бридж и т.д.), в каждой из которых должны присутствовать развитие и кульминация. Не забывайте и об общем развитии произведения. Запишите получившуюся мелодию в звуковом редакторе.

Теперь можно приступать к созданию линии ударных. Не следует их сильно «выпячивать» на фоне общей композиции, чтобы не нарушить гармонию. Не переусердствуйте со звонкими хай-хетами, чтобы они не заглушали основную линию композиции. Старайтесь избегать использования шестнадцатых в пространстве между четвертями медленных частей произведения.

На данном этапе следует добавить басовую линию, которая является продолжением ритм-секции. Если вы не используете басовый инструмент для игры сольной партии, то большого разнообразия здесь не требуется, и можно ограничиться достаточно простой партией.

Если вас устраивает записанная композиция, то можно продолжить дальнейшую работу над ней, иначе придется перезаписать некоторые части. Если вы считаете, что ваша композиция близка к совершенству, приступайте к работе над подголосками, которые должны быть немного тише основной композиции и ни в коем случае не совпадать с ней по высоте.

Напоследок хочется сказать, что вокал в произведение следует добавлять в последнюю очередь, сводя трек, добавляя различные эффекты, а так же убирая лишние шумы. Вот собственно и все!

В современном мире с быстроразвивающимися компьютерными технологиями и обществом, идущим со всеми новинками в ногу, часто возникает вопрос, как писать музыку на компьютере? Чаще всего, творческие личности, как профессиональные музыканты, так и самостоятельно освоившие музыкальную грамоту, выбирают компьютер в качестве инструмента для создания своих музыкальных шедевров.

Написать качественную музыку на компьютере действительно возможно, благодаря огромному количеству разнообразных программ созданных именно для этих целей. Ниже рассмотрим основные этапы создания композиций на ПК при помощи специальных программ, естественно ими необходимо уметь пользоваться хотя бы на начальном уровне.

Этап первый. Идея и наброски будущей композиции

На этом этапе проводится самая творческая работа без каких-либо ограничений. С чистого листа создаётся основа композиции – мелодия, ей необходимо придать глубину и красоту звучания. После того как будет определён окончательный вариант мелодии следует поработать над . В дальнейшем всё строение произведения будет отталкиваться от проделанной работы на первом этапе.

Этап второй. «Одеваем» мелодию

После того как мелодия и аккомпанемент готовы, следует добавить в композицию инструментов, то есть наполнить её красками для усиления основной темы. Необходимо написать мелодии для баса, клавишных инструментов, прописать ударную партию. Далее следует подобрать для написанных мелодий звучание, то есть поэкспериментировать с различными инструментами, можно поработать над различными темпами. Когда звучание всех прописанных инструментов будет гармонично звучать и подчёркивать основную тему, можно переходить к сведению.

Этап третий. Сведение

Сведение – это наложение всех прописанных партий для инструментов друг на друга, смешения их звуков в соответствии с синхронизацией времени проигрывания. От правильного сведения инструментов зависит восприятие композиции. Важным моментом на данном этапе являются уровни громкости для каждой партии. Звучание инструмента должно быть различимо в общей композиции, но в тоже время и не заглушать другие инструменты. Также можно добавить специальных шумовых эффектов. Но с ними необходимо работать очень аккуратно, главное не переусердствовать, иначе можно всё испортить.

Этап четвёртый. Мастеринг

Четвёртый этап, он же окончательный в вопросе как писать музыку на компьютере, это мастеринг, то есть подготовка и перенос записанной композиции на какой-либо носитель. На данном этапе следует обратить внимание на насыщенность, чтобы ни что не воздействовало на общее Ни один из инструментов не должен выделяться на фоне других, если обнаружено нечто подобное, следует вернуться к третьему этапу и доработать. Также необходимо прослушать композицию на различной акустике. Запись должна быть приблизительно одного качества.

Абсолютно не важно, какой программой вы будете пользоваться для создания музыки на компьютере, так как создано их великое множество. К примеру, программа профессионального создания музыки FL Studio, лидер по популярности среди музыкантов. Cubase SX, также очень мощная виртуальная студия, признанная многими знаменитыми ди-джеями и музыкантами. На одном уровне с перечисленными виртуальными студиями звукозаписи стоят Sonar X1 и Propellerhead Reason, так же являющиеся профессиональными студиями по записи, редактированию и сведению композиций. Выбирать программу следует из индивидуальных потребностей и возможностей музыканта. В конечном счёте, качественные и популярные произведения создаются не программами, а людьми.

Давайте послушаем пример музыки созданной при помощи компьютерных программ:

Долгое время создание музыки было доступно лишь крупным звукозаписывающим компаниям, которые обладали нужным оборудованием, персоналом и опытом. С развитием, прежде всего, компьютерных технологий, искусство создания музыки постепенно стало доступным самым обычным людям. На сегодняшний день в домашних условиях можно записать даже целый альбом. Поговорим о том, как самому сочинить песню.

Как создать песню в домашних условиях?

Прежде всего необходимо обладать хотя бы небольшими музыкальными способностями и немножко понимать в нотной грамоте. Этому можно быстро научиться, используя тот же интернет. Однако люди, обладающие исключительной музыкальностью, могут писать свои песни по наитию и на слух, что тоже очень хорошо. Создание песни подразумевает целый ряд этапов, рассмотрим их подробнее.

Основа будущей композиции

По правилам современной музыки, при создании песни за основу берут две составляющих. Первая из них - это партия инструмента. В качестве этого, как правило, выступает гитара или фортепиано. Второй основной элемент - партия вокала, куда в обязательном порядке входит осмысленный текст и продуманная вокальная мелодия. Эти два элемента соединяются вместе, после чего и рождается будущая пока еще не оформленная музыкальная композиция. Этот этап является наиболее важным, так как качество исходного материала и те чувства, о которых рассказано в тексте, сильнее всего влияют на слушателя. Все остальное - лишь красивая рамка. Полученный на этом этапе результат нужно записать. Для новичка наиболее понятной программой будет Adobe Audition. Большое количество вспомогательных материалов помогут вам записать ваши наработки.

Аранжировка

Раз уж мы сказали о рамке, то к ней и перейдем. Чтобы наполнить нашу песню ритмом, темпом, характером и окрасом, необходимо провести аранжировку. Начните с того, чтобы продумать партию ударных. Наиболее удобная программа для начинающих аранжировщиков - Fruity Loops Studio. Интуитивный интерфейс поможет вам быстро разобраться со всеми необходимыми на данном этапе опциями.

Вернемся к ударным. Главная черта партии барабанов - подчеркивание мелодии вашего основного инструмента (гитары или фортепиано). Используя инструменты "большой барабан" и "малый барабан", необходимо создать ритм для песни. Не стесняйтесь экспериментировать, переставляя удары, смещая акценты. Через некоторое время вы добьетесь нужного результата.

После создания партии ударных переходим к басу. Бас придаст вашей песне основательности и точности звучания. Партия баса создается на нотном строе основного инструмента и ударов большого барабана. Как правило, принято играть басовые ноты в ритме ударных.

Теперь можно считать, что основной скелет песни готов. Дальше дело вкуса. Находясь все в той же программе Fruity Loops Studio, вы можете экспериментировать с различными дополнительными инструментами, добавляя их и изменяя параметры звучания. Быть может, вы захотите сменить основной инструмент, оставив его гармонический строй. Это нормально, главное - не переборщить с аранжировкой, ведь она - только рамка.

Обработка звука

Этот этап означает, что вы только на полпути к созданию и завершению работы над своей композицией. На данном этапе можно вернуться к программе Adobe Audition, которая обладает всеми необходимыми инструментами для формирования нужного звучания. Кроме того, встроенные опции помогут вам добиться звука, соответствующего общепризнанным нормам.

Закончив аранжировку, необходимо вывести дорожки музыкальных инструментов отдельно. Для этого предусмотрена опция "Export" во Fruity Loops Studio. После вывода дорожек их нужно загрузить в проект Adobe Audition. Начинайте обработку звука в таком порядке: ударные, бас, основной инструмент, остальные инструменты (если имеются).

Чтобы самому создать песню, для каждого инструмента нужно подобрать подходящие эффекты. Так, для ударных точно понадобится "Компрессор" (стабилизирует динамику звука). Для баса также нужен "Компрессор" и, например, немного "Реверберации" для придания ощущения присутствия звука в комнате, где прослушивают песню. Основной инструмент обрабатывают "Эквалайзером" и другими эффектами для надобности. Вокал почти всегда нуждается в "Корректировке тона", "Задержке" и "Реверберации".

Эффектов и вариантов обработки каждой дорожки огромное множество. Мы просто не в состоянии уместить это в одну статью. Тем более, главным инструментом создания вашей песни являетесь вы сами. Используя различные настройки эффектов, вы должны найти свой звук, чтобы песня зазвучала так, как нужно вам.

Расскажу вам о том, как легко и просто подобрать красивые мелодии для твоих треков. Как создаются гармоничные лиды, секвенции, риффы? Существуют некоторые секреты и фишки, которые сильно облегчают процесс подбора мелодий для новых композиций. Они всегда срабатывают, и именно про них я рассказываю в видео.

Какие существуют типы мелодий? Чаще всего, в электронной музыке существуют несколько типов мелодической передачи и у них есть свои названия. Некоторые из них сегодня рассмотрим.

Секвенции. Sequence.

Секвенции - это небольшая мелодия, которая повторяется. Зацикленный мелодический отрезок, который повторяется под разные аккорды. Чаще всего, секвенции могут играть на разных ступенях, но также они могут повторять мелодию, играя каждый цикл повторений от одной ступени.

Лиды. Lead.

Лиды - категория тембров. Лид - это солирующий мелодический элемент, происходит от слова "лидер". Обычно монофонический, играет главную тему произведения. Чаще всего, это самая яркая и запоминающаяся часть мелодии. Можно представить лид, как лидирующую часть всей гармонии. Лиды лидируют на фоне других мелодических элементов трека, композиции. Еще его можно представить в виде визитной карточки всей композиции, трека. По нему легко угадываются треки и знаменитые композиции.

Рифф. Riff.

Очень зажигательная часть трека, композиции. Чаще всего, рифы используются в электрогитарах. Риффы отличаются от лидов более ярким, насыщенным звуком. Риффы представляют собой очень интенсивную часть мелодии, которую трудно не заметить в треке. Риффы чаще бывают даже более яркими по звучанию, по сравнению с лидами.

Пэд. Pad .

По другому он называется "подкладка" для музыки. Это фоновое мелодическое сопровождение трека, композиции, песни. Как таковой, пэд не является прямой мелодией, однако он непосредственно участвует в создании гармонии для трека, и потому его звучание сильно влияет на эффект от восприятия лидов, секвенций и риффов. Это гармонический элемент, многоголосный. Придаёт объём композиции. Чаще в пэдах прописывают аккордовую последовательность, которая задает основную гармонию.

Как вы понимаете, все эти элементы, которые задают гармонию для ваших треков, должны максимально точно друг с другом строить, "не лажать", и даже вызывать приятное восприятие от заданной гармонии. И что же делать, если, скажем, у вас нет музыкального образования, а соединять эти элементы музыки вы хотите максимально эффектно? Можно воспользоваться проверенными алгоритмами и схемами, которые значительно облегчают процесс подбора мелодий для ваших треков, не создавая в них много ненужной фальши и дисгармонии.

А теперь, ознакомьтесь с нижеприведенной шпаргалкой по созданию гармоничных мелодий. Кстати, ее можно скачать, кликнув на картинку. Чуть ниже я привожу пояснения, как ею пользоваться.

Кликните на картинку и закачка шпаргалки в JPG формате начнется.

Если взять 7 ступеней - 7 нот из которых состоит ваша музыка (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) - то в них всегда будут более устойчивые и менее устойчивые ступени. Устойчивые - это такие ноты, которые всегда хочется слушать в мелодии, использование их в мелодии всегда приятно звучит, гармонично. А неустойчивые - вызывают у нас не очень приятные ощущения, и их мы хотим слышать меньше всего. Одним словом, соотношение устойчивых нот к неустойчивым разное. Если мы создадим мелодию только из неустойчивых ступеней, то это будет такая лажа, что вам мало не покажется! Но если создать мелодию только из устойчивых ступеней, то это будет очень гармоничное звучание, которое неплохо слушается, однако, возможно, этой мелодии не будет хватать "перца". Именно потому, есть смысл использовать все ноты-ступени, но в разном соотношении, чего-то больше, а чего-то меньше.

Итак, давайте разберемся с тем, какие ноты и ступени устойчивые, а какие нет. Если вы посмотрите на картинку-шпаргалку выше, там обнаружите три самые устойчивые ступени - это 1, 3, 5 (они обозначены зеленым цветом). Если вы делаете мелодию в тональности до-мажор (С maj), то это будут ноты "до", "ми", "соль". Однако, в других тональностях это будут другие ноты. Например, в тональности "соль-мажор" (G-maj) это будут ноты "соль", "си", "ре", так как для этой тональности первой ступенью будет нота "соль". А в тональности "фа # минор" (F#min) первой ступенью будет нота "фа #", и соответственно, устойчивыми нотами здесь будут "фа#", "ля", "до#". И по такому принципу со всеми остальными тональностями. Надеюсь, с этим разобрались.

Идем дальше. У нас обнаружились 3 самые устойчивые ступени-ноты, именно их должно быть больше всего в мелодии. Именно их нужно чаще всего прописывать в ваших лидах, риффах, секвенциях. Однако, на трех нотах далеко не уедешь, мелодия будет скучновато звучать. Поэтому, к этим трём нотам мы призовем ещё две менее устойчивые ступени-ноты - это 2 и 6. В тональности "до-мажор" - это будут ноты "ре" и "ля" (на шпаргалке обозначены зелёным цветом). У нас в арсенале получилось 5 нот. Между прочим, на этих 5 нотах вы уже весьма далеко уедете. Даже если вы будете писать мелодию используя только эти ступени, то ваша мелодия уже будет звучать красиво, гармонично и по-умолчанию строить с аккордами.

У нас осталось ещё 2 ноты-ступени, которые являются неустойчивыми - это 4 ("фа") и 7 ("си") (обозначены красным цветом). Их тоже можно использовать в мелодии, но так мало, чтобы не запортачить нашу мелодию.

В идеале, соотношение всех нот-ступеней в мелодии, которую вы пишите должно быть следующим: более 50% всех нот в мелодии должны составлять устойчивые ступени , и по остаточному принципу все остальные ноты-ступени. Только тогда ваша мелодия будет красиво строить, не лажать, и вызывать приятные эмоции.

Сейчас расскажу вам об очень легком способе создать гармоничную и вполне красивую мелодию за 5-10 минут. Попробуйте использовать пентатонику . Дело в том, что "пентатоника" как раз-таки, состоит именно из тех нот-ступеней, которые являются самыми устойчивыми. Сама пентатоника буквально означает "пять тонов". Это значит, нужно играть не 7 нот, как мы привыкли, а только пять. И этими нотами будут 1, 2, 3, 5, 6 ступени - самые устойчивые и самые гармоничные ступени.

Пентатоника активно используется в современной электронной музыке. Хотя она пришла к нам из древности. Пентатонику всегда можно услышать в китайской музыке, японской, а еще татарской, башкирской и чувашской. Некоторые народные песни и мелодии этих народов до сих пор используют пентатонику как основной лад для создания музыкальных произведений.

Теперь попробуйте сделать следующее. Создайте аккордовую последовательность из этой шпаргалки . После этого наложите на нее мелодию-лид по следующей схеме: пропишите (проиграйте) любые белые клавиши на вашем инструменте в рандомном порядке (т.е. как попало), но не используйте 4 и 7 ступени. Т.е. не пишите в мелодии ноты "фа" и "си". Все остальные ноты разбросайте как вам хочется. Если аккордовая последовательность состоит из 4 аккордов, значит вашу мелодию повторите в последних двух аккордах. У вас должно получится следующее, на первые два аккорда играет вами записанная мелодия, а на последних двух аккордах она повторяется один-в-один. И прослушайте, что получилось. Мелодия будет строить с вашими аккордами, так как она написана в пентатонике. В ней можно начинать мелодию с любой ноты лада (с любой из пяти ступеней), и заканчивать на любою из пяти нот.

Как создать красивую мелодию



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png