ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Круглова И.В., к.п.н., методист ГМЦ ДОгМ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс Причины внедрения новых образовательных технологий. модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; . поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; . возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании Структура педагогической технологии. . . . . Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. . Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) . обучение поиску единственно верного решения. кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) . первый сборник кейсов в 1921 году. многовариативность решения искомой проблемы. кейсы небольшие по объему Глоссарий. Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) - это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. . Кейсовая технология - это обучение действием. . Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемноситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) . Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. . Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. . Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. Технология использования метода case stady . разрабатывается модель конкретной ситуации; . в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; . в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; . в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам. Кейс - технологии. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); . метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); . метод ситуационно-ролевых игр; . метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. . игровое проектирование; . метод дискуссии. Кейс -метод. выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; . действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; . достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Виды кейсов. Печатный кейс - содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). . Мультимедиа кейс - зависит от технического оснащения школы. . Видео - кейс Типы и функция кейсов. тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях - написание текстов различных жанров); . обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов - теория литературы); . аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности - анализ явлений и объектов); . исследовательский - выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; . систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); . прогностический (получение сведений о развитии данной системы - прогноз развития событий в литературном произведении) Схема создания кейса. Определение раздела учебной программы. . Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. . Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. . Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. . Определение источников и методов сбора информации. . Выбор техники работы с данным кейсом. . Определение желаемого результата (лист оценки). . Создание заданной модели. . Апробация в процессе обучения Уровни сложности кейсов 1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение Этапы урока. Подготовительный - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. . Ознакомительный - вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). . Аналитический - анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). . Итоговый - презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы. Действия учителя в кейстехнологии. Создание кейса или использование уже имеющегося. . Распределение учащихся по группам (4 - 6 человек). . Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. . Организация работы обучающихся в группах. . Организация презентации решений. . Организация общей дискуссии. . Обобщающее выступление, анализ ситуации. . Оценивание обучающихся. Работа с кейсом учитель ученик. Организует предварительное обсуждение. Делит на группы. Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями. Оценивает работу учащихся. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает решение или участвует в принятии решения. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме Каким должен быть кейс. интересным, написанным простым и доходчивым языком; . отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; . показывать как положительные примеры, так и отрицательные; . соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. Примеры кейсов. 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы - церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. . . Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Примеры кейсов. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. . Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. . Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. . Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы. Карта оценки учителем навыков работы с кейсом. . . . . . . . . . . . . Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи Работа учителя с картой оценки. К (красный) - устойчивое владение навыком; . Ж (желтый) - навык в значительной степени сформирован; . З (зеленый) - навык сформирован частично; . С (синий) - навык практически не сформирован. . В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся. Преимущества кейс - технологии. обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; . повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции. любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация. В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons. Article is mainly focused on teachers of schools.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.

Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [ 3, c .12]. Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».

Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на 3-х подушках

Перед столиком с едой?

Самолет – один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу.

Мыслями и делом.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.

Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?

Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.

Вопрос 2: В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый…?

Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?

Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
. – это наука русского языка, изучающая звуки

Кейс 3 «Моя сказка».

Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.

Миф и сказка: похожие жанры?

Текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.

Кейс 4 «Какая сказка?».

Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.

Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.

Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.

Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».

О чем говорится в отрывках из стихотворений:

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?

Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:

    случай из жизни подростка;

    проблема, требующая решения;

    возможность нескольких путей решений данной проблемы;

    иллюстрация типичных ситуаций;

    развитие критического мышления.

Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:

    сбора информации (общение с разными возрастными категориями);

    критического мышления;

    межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;

    коллективной работы в группе;

    творческой работы.

На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Литература

    Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.

    Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.

    Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.

МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Комсомольского района ЧР

Использование кейс-метода на уроках

русского языка и литературы

литературы МБОУ «Комсомольская

СОШ №2» Комсомольского района ЧР

Индюкова С.Н.

с. Комсомольское -2015

Содержание.

1. Введение.

2. Кейс-метод как форма обучения.

3. Классификация кейс - методов.

4. Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

5. Пример урока с использованием кейс – метода.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке я использую на своих уроках кейс- метод . Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.

Цели кейс–метода:

    активизация познавательной деятельности обучающихся, что повышает эффективность обучения;

    повышение мотивации к учебному процессу;

    отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

    приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

    выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс - технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения.

Кейс-метод как форма обучения.

Итак, как уже упоминалось, особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

Кейс – метод совмещает в себе такие методы как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Структура и содержание кейса:

    предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

    подробное описание спорных ситуаций;

    сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

    учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

    режим работы с кейсом;

    критерии оценки работы по этапам.

Классификация кейс - методов.

Кейс - методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс - методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.

Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

Сформулировать проблему письменно;

Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

Подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Примеры кейсов на уроке литературы:
Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»?

Задания:

    Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.

    Уточните значение понятий, употребленных в теме.

    Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Пример урока с использованием кейс – метода.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Предлагаю урок по литературе в 5 классе по теме « Стихотворение

К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс - технологии (работа в группах).

Цели урока:

    научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

    сформировать умение работать по кейс технологии

Воспитательные:

    воспитание любви к родной речи;

    формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

    развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;

    развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс - технологии

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации

Методическое оснащение урока:

    кейс

    презентация урока;

    раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря».

Ход урока (фрагмент)

Вступительная беседа.

Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)

Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.

Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”.

Снежинка.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?

С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)

- Куда стремится снежинка? (Не ввысь лазурную, на землю просится ).

Какие слова на это указывают? (« Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)

Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом изобразительно-выразительногых средств.

Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)

О ком можно сказать “смелый”?

Что у человека может быть белым, чистым?

Какая появилась часть речи? (Глаголы)

Как вы понимаете глагол “просится”? (Она стремится по собственной воле )

Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога )

Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).

Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)

Что покинула? ( Лазурь, т.е. небо – родной дом )

Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю )

Покинула и низринула – волевой характер движения.

А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

Найдите эпитеты.

В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают ).

Человек сохраняет чистоту души.

Какой персонаж появился? (Ветер).

Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)

Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.

Какова тема? ( Конец пути ).

Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная )

Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

8 строфа.

Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят. Творческая работа «Образ снежинки в стихотворении К. Бальмонта».

Молодцы. Какова же тема стихотворения? (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.

А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.

Заключение.

Кейс - технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие методы, как игровое проектирование, ролевая игра, ситуативный анализ, разбора деловой корреспонденции. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции.

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Список литературы .

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

    Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

    Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/


Урок литературы с использованием кейс-метода в 5 классе:
«Мы в ответе за тех,кого приручили…» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Цели урока:
1.Способствовать формированию чувства ответственности, развивать умение анализировать текст художественного произведения, умение соотносить его с реальной жизнью.
2.Воспитание мотивов учения, положительного отношения к животным, воспитание культуры общения и самостоятельности;
3. Способствовать расширению словарного запаса обучающихся и развитию речи. Развивать умение анализировать, умение правильно формулировать и излагать свои мысли, развивать критическое мышление.
Ход урока
1.Оргмомент.
Добрый день, ребята. У нас сегодня есть ещё одна возможность прикоснуться к таинствам литературы. Творческого вдохновения всем нам! Покажите мне все свои ладошки, спасибо, я рада, что вы готовы к сотрудничеству.
Обучающиеся делятся на 3 группы.
2.Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами проведём урок с использованием кейс-метода. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить, в связи с данной темой.(запись на доске, ребята предлагают вопросы для обсуждения).Попробуем ответить на эти вопросы, работать будем в группах и все вместе.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение про бездомную собаку Паромоненко Юлии.
Пес бездомный, бредущий понуро,Пусть не будет он миром отринут!Это жизнь его сделала хмурым –Он хозяевами был покинут…
Он любил их, себя забывая,Предан был всей душой беззаботной!А теперь он бредет и не знает,Где укрыться от вьюги холодной.
Где кусок ухватить с голодухи -Тот, что вы донесли до помойки…Люди! Что ж вы так немы и глухи!..Видно, не были вы одиноки…
Этот пес так в глаза посмотреть вам стремится –Ищет он там ответ своей чистой любви.Вы могли б с этим псом навсегда подружиться,Вы его понимать бы, наверно, могли…
Посмотрите в глаза псу бездомному, люди!Улыбнитесь ему и погладьте слегка.И у вас беззаветнее друга не будет,И не будет дорога уже далека…
И не будет брести этот пес одинокоПо обочинам хмурым, хвост устало поджав…Подарите тепла ему, люди, немного -Пожалев, полюбив и немного поняв…
Учитель: о чём это стихотворение? Какова его основная мысль? (ответы детей)
-Да, человек приручил животное много веков назад. С тех пор в нашей жизни появились незаменимые и верные помощники. Домашние и дикие животные всё чаще спасают жизнь людям. «Мы в ответе за тех, кого приручили…» сказал нам через своего героя Маленького Принца замечательный писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Эти слова и являют собой тему нашего урока(запись в тетради).
(сообщение ученика о дельфинах, которые спасли от смерти четырёх человек. Людей плотным кольцом окружили дельфины, потому что рядом с ними плавала трёхметровая белая акула. Люди провели с дельфинами долгое время, а потом животные сопроводили пловцов на безопасную глубину).(сообщение ученика о случае, когда самая обычная дворняга спасла от землетрясения сразу несколько семей, подкармливающих собаку. Она так истошно выла под дверями домов, что хозяева были вынуждены выйти, и в это время стены обрушились.)-А всегда ли мы понимаем, что такое ответственность за тех, «кого мы приручили»? К чему может привести человеческая безответственность? Что мы сможем сделать, чтобы мир вокруг нас был добрее и лучше? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня на уроке.
Работа с кейсом.
1 ситуация. Родители Тани долгое время не позволяли девочкезавести кошку или собаку. Наконец, она добилась разрешения завести хотя бы рыбок. Правда Таня забывала иногда их кормить и менять воду. Через какое- то время…
2 ситуация. Юлия нашла на улице симпатичного щенка и привела его домой. Родители, поворчав, поддались на уговоры любимой дочки и оставили собаку. Юля поначалу ухаживала за щенком6кормила по режиму, выгуливала. Постепенно ей всё это надоело. Щенок от скуки стал грызть обувь, книги, одежду, ходить в туалет в коридоре. И тогда…
Вопросы.
-Как вы считаете, реальны ли данные ситуации? Сталкивались ли вы с подобными ситуациями?
-Как могли окончиться эти истории? Домыслите их в положительном и отрицательном ключе.
-О чём забыли дети в обоих случаях?
-Что такое ответственность, преданность? Найдите толкование этих слов в словаре.
Работа в группах.
1 группа.
- С кем встречается Маленький Принц в 21 главе? Почему Лис не может поиграть с маленьким Принцем? О чём он просит Принца?
-А как это «приручить»?
2 группа.
- О ком рассказ «Кусака» Леонида Андреева? Почему он так называется?
-Что знала Кусака до встречи с людьми, приехавшими на дачу: добро, любовь, жалость, надежда, зло, обида, скука, злоба. Как вы понимаете эти понятия?
-Что изменилось в жизни собаки с приездом людей? Какова была первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол от платья Лели? Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы?
-И человек, и собака привыкают как к плохому,так и к хорошему.Кчему привыкла Кусака за лето?
3 группа.
-О чём стихотворение Юлии Паромоненко? Какие мысли, чувства автор выразила в стихотворении?
-Какими качествами наделяет автор человека, а какими –собаку?
-Что такое благородство души?
-Сравните содержание стихотворения с содержанием рассказа «Кусака».
Учитель: К сожалению, очень много брошенных животных в реальной жизни. Эта проблема очень актуальна и злободневна. Что мы можем сделать в данной ситуации? Чем мы можем помочь животным? А.Сент-Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех,кого приручили…» Но не все люди помнят это. Очень часто нежелание брать на себя ответственность за того, кого мы приручили, ведёт к злу. Есть хорошие или злые поступки, которые мы совершаем.Это и есть суть понятий «добро» и «зло».И каждый из нас сам делает свой выбор.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

Тема: «Кейс-технологии на уроках и литературы»

учитель русского языка

и литературы вкк

г. о. Коломна 2016

Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится о значении учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования. Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных . Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

В кейс-технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.

Существуют следующие кейс – технологии:

Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

Метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);

Метод ситуационно-ролевых игр;

Метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение, игровое проектирование;

Метод дискуссии.

Различают виды кейсов:

Печатный кейс (содержит графики, диаграммы, иллюстрации, (делает кейс более наглядным));


Мультимедиа кейс (зависит от технического оснащения школы);

Видео – кейс.

Типы и функция кейсов:

а) тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);

б) обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);

в) аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);

г) исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; д) систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);

е) прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).

Кейс создаётся по определённой схеме

Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели;

Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;

Определение источников и методов сбора информации;

Выбор техники работы с данным кейсом;

Определение желаемого результата (лист оценки);

Создание заданной модели;

Апробация в процессе обучения.

Можно выделить три уровня сложности кейсов:

1уровень. Есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Например, согласны ли вы с утверждением критика Н. Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами о том, что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

2 уровень. Есть практическая ситуация, найди ее решение. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в начала 19 века»? или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и. т.д.

3 уровень. Есть практическая ситуация, определи проблему и найди пути решения. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение. Например, «чем вызван конфликт Базарова и и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Кейс должен быть интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вот некоторые примеры кейсов.

На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

Повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна); развитие навыков (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем; развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

Обучение в малых группах (4 – 5 человек);

Перед каждой группой ставится одна и та же задача;

Задача не должна иметь однозначного решения;

Обязательное наличие информационного материала;

При этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

Обязательным условием является внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

Подбор ситуации и материала к ее решению;

Подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

Знакомство с кейсом;

Изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

Групповое обсуждение пути решения;

Демонстрация решения своей группы;

Дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что она позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с . Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы. Вот некоторые примеры кейс-заданий на уроках русского языка и литературы.

1) Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте заметку – при этом вы можете оставить или заменить её название.

2) писал: « Знаки препинания служат нотами при чтении». Докажите справедливость этого суждения на примере предложенного текста.

3) Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.

4) Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След».

а) Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения?

б) В каких двух значениях употребляется слово след?

в) Выпишите развёрнутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.

г) Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом – задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

4) Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

5) В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое?

Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями. Также в начале урока нередко применяю проблемный метод подачи темы урока и формулирования задач. Стремлюсь построить занятия таким образом, чтобы ребята сами подводили итоги урока, оценивали достижение цели и личные достижения. Придерживаюсь демократичного стиля преподавания. Провожу отдельные занятия со слабоуспевающими ребятами по пройденным темам.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Её преимущества в том, что кейс - технология обеспечивает активизацию школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png