Данный портал создавался, чтобы предоставлять гражданам сведения относительно деятельности Роскомнадзора в разных направлениях. Кроме того, через этот сайт легко получить доступ к любому другому оператору, занимающемуся обработкой данных.

Что это такое

Портал персональных данных Роскомнадзора – инструмент, позволяющий вести тщательный контроль, как обычных граждан, так и индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций . Любая компания, обрабатывающая личные данные, должна сначала зарегистрироваться у Роскомнадзора, и только после этого приступать к соответствующей деятельности.

Для чего нужен


Персональной считается любая информация, которую можно использовать для идентификации конкретного человека
. Портал нужен, чтобы пользователям было легче взаимодействовать с операторами, обрабатывающими любые данные, осуществляющими различные действия для этого.

Так же можно сообщать самой контролирующей организации, если выявлены какие-либо нарушения. В этом случае, применяются соответствующие наказания.

Кто может пользоваться

Специализированный портал функционирует в открытом доступе . Так что воспользоваться его возможностями и размещённой информацией могут любые граждане. Достаточно ввести наименование интересующего оператора либо использовать его ИНН. Результатом поиска станут сведения, касающиеся того или иного участника рынка.

Реестр операторов

К персональным сведениям можно относить большое количество явлений, включая :

  1. Адрес электронной почты.
  2. Точное описание текущего места проживания.
  3. Номера мобильных телефонов.
  4. Сведения из удостоверений.
  5. ФИО гражданина.

Персональной может быть признана любая информация, относящаяся к тому или иному конкретному лицу. В некоторых случаях, для идентификации хватает ФИО и номера автомобиля. При других обстоятельствах необходим регистрационный адрес, сведения о водительском удостоверении.

  1. Самостоятельно обрабатывают персональные данные, либо объединяются для этого с другими лицами.
  2. Сами определяют операции с данными, их состав, цели работы.

Оператором будут считать любого, кто пользуется личными данными, отправляет соответствующие запросы. Такие компании работают во всех сферах. Именно данные о них заносятся в реестр. Клиенты могут сами изучать ИНН, разрешительную документацию и так далее.

Видео, на котором рассказывается, как зарегистрироваться в реестре операторов обработки персональных данных Роскомнадзора.

Регистрация на сайте

Регистрация на портале не требуется , вся информация находится в открытом доступе, дополнительных действий осуществлять не нужно. То же касается различных документов, посвящённых защите информации посетителей.

Интерфейс, использование

Здесь нет ничего сложного. Кнопка с поиском по реестру располагается в самой верхней части главной странице портала. В этой строчке вводятся любые данные, известные по той или иной компании. Чуть ниже располагается ссылка с расширенным поиском. То есть, можно вбивать не только наименование, но и ИНН, регистрационный номер при его наличии.

Нормативная регламентация

Регламентирует деятельность Роскомнадзора, связанную с контролем выполнения законодательства по личным данным граждан. Но в самом тексте статьи отсутствует точное наименование органа, наделённого соответствующими полномочиями. Потому в качестве опоры разрешается ещё использовать Постановление Правительства РФ №228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» , выпущенное в 2009 году. Именно в этом тексте полномочия закрепляются конкретно за Роскомнадзором.

Согласно законодательству, представители данного учреждения имеют следующие полномочия и права :

  1. Самостоятельное привлечение к административной ответственности при выявлении нарушений, связанных с персональными данными.
  2. Обращение к правоохранительным органам и судебным инстанциям с целью защиты интересов граждан. То же можно делать, если обнаруживаются какие-либо нарушения.
  3. Ограничение доступа к информации при наличии нарушений со стороны оператора. Либо выставление требований с просьбами заблокировать, уничтожить или уточнить те или иные сведения.
  4. Запрос по получению информации, связанной с обработкой персональных данных.

Проведение проверок Роскомнадзором

Для проведения таких мероприятий существует специальный регламент. Он утверждён соответствующим Приказом Министерства связи №312 от 2011 года . Пункт 32 данного регламента посвящён ситуациям, когда должны проводиться плановые проверки по отношению к операторам:

  1. Когда компания только начинает заниматься обработкой персональных данных.
  2. После того, как прошло 3 года после предыдущей проверки. Или с момента начала деятельности.

О предстоящей проверке надо обязательно уведомить организацию, минимум за 3 дня до непосредственной организации мероприятия.

У Роскомнадзора имеется право по проведению и внеплановых проверок . Например, если имеются обращения от граждан и других организаций по вопросам нарушения прав. Или когда появляется угроза жизни, здоровью. В данном случае, уведомление должно поступить за 24 часа до проведения .

По результатам проверки специалисты оформляют соответствующий акт . При наличии нарушений последние подробно описываются в сопроводительном документе. Обязательно указываются лица, ставшие виновными в тех или иных нарушениях. Приводится описание правовых оснований, позволяющих привлечь к ответственности граждан или компании.

Когда требуется согласие на обработку данных

Обработка информации может проводиться только в том случае, если прежний владелец даёт своё согласие либо когда имеются другие законные основания. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально :

  1. В сфере ЖКХ согласия жильцов не требуется, когда управляющие компании привлекают платёжных агентов для расчёта за пользование услугами.
  2. Некоторые ситуации требуют получения разрешения в письменной форме. Особенно это касается специальных категорий персональных данных. К примеру, когда речь идёт о биометрической информации.

Ответственность за нарушения

– основной документ, который до недавнего времени устанавливал наказания за нарушения в данной сфере. Юридические лица могли столкнуться с наложением штрафов в размере 5 000 — 10 000 рублей либо предупреждением, вынесенным компетентными органами.

Для выявления нарушений проводились контрольные мероприятия в виде проверок . По поводу нарушений отправлялись специальные сообщения представителям прокуратуры. В случае одобрения заявления, организовалось судебное делопроизводство.

Но с недавнего времени ситуация изменилась. Теперь законы стали более детально описывать соответствующие процедуры. Изменения касаются следующих направлений :

  1. Увеличения штрафов.
  2. Появления полномочий составлять протоколы и возбуждать дела, не обращаясь в прокуратуру.

О регистрации в качестве оператора


Данное мероприятие не обязательно для следующих категорий населения и участников рынка
:

  1. Компании, запрашивающие данные, к примеру, для покупки билетов. Это касается любых перевозчиков, работающих в режиме онлайн.
  2. Те, кто обрабатывает данные без использования компьютерной техники.
  3. Системы, получившие статус государственных автоматизированных инфосистем. Или организации, созданные для защиты общества, порядка.
  4. Любые компании с действующей системой пропусков. Не нужно регистрироваться, если информация гражданина считывается только один раз, для получения пропуска.
  5. Компании и частные лица, пользующиеся сведениями, раскрытыми самими гражданами.
  6. Те, кто используют информацию для достижения целей, описанных в учредительной документации.
  7. Компании из сферы сотовой связи, которым данные нужны исключительно для осуществления услуг.
  8. Руководители предприятий.

Потому многие компании могут не попасть в реестр, располагающийся на официальном сайте Роскомнадзора. Для завершения процедуры регистрации достаточно подать заявление, следуя установленным требованиям. Рекомендуется подавать заявления в электронной форме либо с использованием фирменных бланков.

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее — ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ :

Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных — это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.

То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работают с ПД и несут ответственность за несоблюдение закона об их защите.

Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД — повсюду, в любой сфере!

Обязанности оператора при обработке персональных данных

Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:

Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются:

  • работодатели. Они собирают и хранят информацию в соответствии с трудовым законодательством, например, при оформлении трудовых договоров, различных приказов кадрового характера;
  • компании сотовой или стационарной телефонной связи, если данные получены исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • общественные объединения или религиозные организации, которые получают доступ к данным своих членов (участников) для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах;
  • организации и частные лица, пользующиеся общедоступными сведениями, которые субъекты ПД сами раскрыли, например, на персональных сайтах;
  • любые компании, в которых действует система пропусков. Если паспортные данные гражданина переписываются для оформления однократного пропуска на территорию организации, регистрироваться не придется;
  • системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка. Их очень много, а в их числе системы «Эра-Глонасс» и «Управление», АИС учета некоммерческих и религиозных организаций и многие другие на федеральном и региональном уровне;
  • граждане и организации, которые обрабатывают информацию без использования средств автоматизации (компьютера). При этом им надо руководствоваться требованиями, утвержденными Постановлением правительства от 15 сентября 2008 г. N 687 ;
  • организации, которые запрашивают данные для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса, например, при бронировании и покупке билетов, в том числе через онлайн-сервисы перевозчиков или посредников.

С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Но те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 . Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

Вне зависимости от способа информирования чиновников, в уведомлении придется обязательно указать:

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 .

Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям сайт доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатны.

Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ , который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 000 до 75 000 рублей, а для ИП — от 5000 до 20 000 рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ . По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим — от 3000 до 5000 рублей.

Требования закона к оператору персональных данных

Оператор обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных. В статье 7 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее ФЗ-152) написано, что оператор не обязан защищать персональные данные, если они являются обезличенными или общедоступными. Оператор персональных данных не имеет права обрабатывать данные без согласия субъекта персональных данных , то есть человека, кому эти данные принадлежат. Однако, в ст. 6 ч.2 ФЗ-152 предусмотрен ряд случаев, когда согласие субъекта не требуется.
В частности, не требуется согласие субъекта, если его персональные данные обрабатываются на основании Федерального закона, определяющего цель и содержание такой обработки (ст. 6, п.2, ч.2). Например, согласно Федеральному закону № ФЗ-3266-1 «Об образовании», у выпускников средних общеобразовательных учреждений не обязательно брать согласие на обработку их персональных данных для допуска к ЕГЭ. Органы и организации, привлекаемые к проведению ЕГЭ, осуществляют «…передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена <…> персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена <…> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных» (ст. 15, п. 5.1). В апрельском номере журнала «Персональные данные» есть большой материал , посвященный именно этой проблеме.
Еще один случай, когда для обработки персональных данных не требуется согласие субъекта: исполнение договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных. Для примера подойдет любой договор компании с физическим лицом на оказание услуг. Массу полезной информации по этой теме можно найти в специализированной прессе. Оператор также должен обеспечивать необходимые организационные и технические меры для пресечения попытки незаконного доступа к персональным данным.

Необходимые документы

Каждый оператор персональных данных обязан иметь пакет документов, подтверждающих защищенность Пдн сотрудников и клиентов.

Перечень необходимых документов может меняться в зависимости от специфики обработки персональных данных, орг.структуры и других особенностей каждого отдельно взятого предприятия.

В соответствии с данным пакетом документов на предприятии должны быть внедрены технические средства защиты персональных данных.

Подготовка документов, необходимых для защиты персональных данных

Существует несколько способов подготовить документы в соответствии с требованиями 152-ФЗ «О персональных данных» :

Средства защиты

Практически в каждой организации имеется информационная система персональных данных (сокращённо ИСПДн), которая может содержать, например, фамилию, имя работника, его паспортные данные, ИНН и т. д. С этой информационной системой работает оператор. В зависимости от того, какие данные содержатся в ИСПДн конкретной организации, эта ИСПДн может относится к одному из четырёх классов, каждый из которых предусматривает различные средства для защиты персональных данных.

См. также

Ссылки

  • www.rsoc.ru Реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных
  • www.pd.rsoc.ru Портал персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
  • www.privacy-journal.ru Информационно-аналитический журнал "Персональные данные"

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оператор персональных данных" в других словарях:

    Оператор персональных данных - 2) оператор государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки… … Официальная терминология

    Любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение,… … Википедия

    Субъект персональных данных физическое лицо, которое прямо или косвенно определено или определяемо с помощью персональных данных. Содержание 1 Взаимодействие с субъектом персональных данных … Википедия

    Комплекс мероприятий технического, организационного и организационно технического характера, направленных на защиту сведений, относящихся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных… … Википедия

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Содержание 1 Определение … Википедия

    Номер: 152 ФЗ Принятие: Государственной думой 26 июля 2006 года Вступление в силу: 26 января 2007 г. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ «О персональных данных» федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использ … Википедия

    Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка) - Терминология Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке, в информационных системах персональных данных (выписка): Автоматизированная система система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его… …

    ПРАВА СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВАНИИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, заключаются в запрещении принятия на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении… …

    оператор - 4.22 оператор (operator): Какой либо объект, осуществляющий работу системы. Примечание 1 Роль оператора и роль пользователя могут возлагаться одновременно или последовательно на одно и то же лицо или организацию. Примечание 2 В контексте данного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ОПЕРАТОР - согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 ФЗ, – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и/или осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

1. Настоящее Положение о ведении реестра операторов, осуществляющих обработку (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N "О персональных данных" (далее - Закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451), для реализации полномочий по ведению реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Оператор), возложенных на Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее - Служба) в соответствии с Положением о Службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 года N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2007, N 24, ст. 2923; N 52, ст. 6462).


2. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных (далее - Реестр).

3. Понятия, используемые в настоящем Положении:

реестр - перечень, список операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

ведение реестра операторов - деятельность Службы, включающая сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

II. Состав сведений, включаемых в реестр

4. Реестр содержит следующие сведения об Операторах:

а) регистрационный номер;

б) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;

в) адреса филиалов (представительств) оператора, осуществляющих обработку персональных данных (при наличии);

г) дата направления уведомления;

д) цель обработки персональных данных;

з) правовое основание обработки персональных данных;

и) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

к) описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке;

л) дата начала обработки персональных данных;

м) срок или условие прекращения обработки персональных данных;

н) дата и основания включения в реестр операторов;

о) дата и основание исключения из реестра операторов;

п) внесенные изменения.

III. Условия включения операторов в реестр

5. Операторы включаются в Реестр при выполнении следующих условий:

Направление в территориальное управление Службы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (далее - Уведомление). Сведения, указанные в Уведомлении, должны соответствовать части 3 статьи 22 Закона;

Регистрация полученного Уведомления в территориальном управлении Службы, его обработка для принятия решения по утверждению или отклонению;

Подписание приказа руководителем Службы или заместителем руководителя о включении Оператора в Реестр.

6. Оригинал направленного Оператором Уведомления с приложением всех поступивших документов должен храниться в соответствующем территориальном управлении Службы.

IV. Порядок включения операторов в реестр

7. Служба по результатам анализа обработанных территориальными управлениями Службы Уведомлений вправе осуществлять проверку достоверности и полноты представленной Операторами информации, содержащейся в Уведомлении, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий. Также Служба вправе запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию, в том числе в случае необходимости уточнения или дополнения недостающих сведений.

8. По результатам проверки сведений, содержащихся в обработанном Уведомлении, Служба в течение тридцати дней с даты поступления Уведомления, принимает решение о включении Оператора в Реестр, которое оформляется в виде приказа руководителя Службы или заместителя руководителя Службы о включении Оператора в Реестр.

9. На основании изданного приказа в Реестр вносится запись об Операторе, которой присваивается регистрационный номер.

10. Датой внесения Оператора в Реестр считается дата подписания приказа.

11. Информация о внесении Оператора в Реестр должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети не позднее трех дней с даты подписания приказа.

V. Порядок ведения Реестра

12. Ведение Реестра осуществляется с применением единой информационной системы (далее - ЕИС) в электронном виде.

13. Ведение Реестра осуществляет Служба, которая при наличии условий, определенных настоящим Положением, включает Операторов в Реестр путем внесения в Реестр соответствующих записей, изменяет сведения, содержащиеся в указанных записях, исключает Операторов из Реестра путем дополнения ранее внесенных записей сведениями об исключении Операторов из Реестра.

14. В случае изменения сведений, содержащихся в Уведомлении после включения Оператора в Реестр, он обязан уведомить об изменениях Службу в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений. Внесение указанных изменений в Реестр производится на основании приказа руководителя Службы или заместителя руководителя и не приводит к изменению регистрационного номера соответствующей записи в Реестре.

15. Сведения, содержащиеся в Реестре, за исключением подпункта "к" пункта 4 настоящего Положения, являются общедоступными.

16. Информация о Реестре публикуется на официальном сайте Службы.

17. Операторы, включенные в Реестр, вправе получить выписку из Реестра по письменному обращению в Службу в срок не позднее тридцати дней.

VI. Порядок исключения операторов из Реестра

18. Вопрос об исключении Оператора из Реестра рассматривается в следующих случаях:

Поступление в Службу или ее территориальные управления письменного заявления (обращения) от Оператора, включенного в Реестр, об исключении с приложением обоснований;

Принятие Службой или ее территориальными управлениями мер по приостановлению или прекращению Оператором обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований Закона.

19. Операторы исключаются из Реестра при наступлении одного из следующих условий:

Ликвидация Оператора;

Прекращение деятельности Оператора в результате его реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

Аннулирование лицензии на осуществление лицензируемой деятельности Оператора, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

Наступление срока или условия прекращения обработки персональных данных, указанных в Уведомлении;

Решение суда о прекращении оператором деятельности по обработке персональных данных;

Иные, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

20. Решение об исключении Оператора из Реестра оформляется приказом руководителя Службы или заместителя руководителя Службы.

На основании изданного приказа в Реестр вносятся сведения об исключении Оператора из Реестра. После исключения Оператора из Реестра регистрационный номер соответствующей записи в дальнейшем не используется.

21. Информация об исключении Оператора из Реестра должна быть опубликована на официальном сайте Службы в сети Интернет не позднее трех дней с даты подписания приказа.

Не все компании и индивидуальные предприниматели знают, являются ли операторами персональных данных и надо ли им передавать о себе сведения в Роскомнадзор. Разберемся, за кем служба следит более внимательно и как уведомить о начале обработки личной информации граждан.

Кто такие операторы персональных данных и чем они занимаются

Большинство знает, что к персональным данным (далее - ПД) относится информация о фамилии, имени и отчестве гражданина, сведения из его паспорта, номер мобильного телефона, адрес проживания, e-mail. Какие еще сведения можно включить в этот список? Оказывается, любые: исчерпывающий список нигде не представлен, и его в принципе быть не может. Это подтверждается и формулировкой в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ :

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Получается, что в некоторых случаях будет достаточно фамилии, имени и номера автомобиля, чтобы идентифицировать гражданина, а в других понадобится еще номер его водительского удостоверения и адрес регистрации.

Оператор персональных данных - это государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое:

  • самостоятельно или совместно с другими лицами организует и/или осуществляет обработку ПД;
  • определяет цели работы с личной информацией, ее состав, а также действия (операции) с ней.

То есть любой, кто запрашивает и пользуется ПД, является их оператором. И все, кто имеет доступ и обрабатывает сведения, по которым можно идентифицировать гражданина, фактически работает с ПД и несет ответственность за несоблюдение закона об их защите.

Давайте представим, кто может относиться к операторам ПД. Банки? Да! Сайты, собирающие материал о подписчиках? Да! Юридические и бухгалтерские компании, оказывающие различные услуги? Да! Магазины и салоны красоты, предлагающие приобрести бонусную карту? Снова да! ТСЖ, вузы, детсады, турагентства, медучреждения, автоматизированные системы, в том числе государственные? Да, да, да! Операторы ПД - повсюду, в любой сфере!

Обязанности оператора при обработке персональных данных

Каждый, кто имеет дело с ПД, обязан соблюдать определенные правила сбора, обеспечения безопасности, уточнения, блокирования и уничтожения такого рода сведений. Согласно закону № 152-ФЗ, операторы должны:

  • проводить разъяснительную работу с субъектом ПД, а также получать его предварительное согласие на обработку личной информации;
  • публично представлять политику в отношении обработки ПД;
  • обеспечивать меры защиты от неправомерного или случайного доступа к ПД, их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения;
  • уничтожать записи, если субъект ПД докажет, что сведения получены незаконным путем либо не являются необходимыми для получения заявленной цели;
  • блокировать доступ к сведениям по запросу уполномоченного органа либо субъекта ПД (его представителя).
Регистрация в Роскомнадзоре в качестве оператора персональных данных

Законом предусмотрено, что до начала работы с ПД необходимо обратиться в уполномоченный орган надзора и уведомить о начале работы с личной информацией. Это не значит, что каждая компания должна быть внесена в реестр операторов персональных данных Роскомнадзора. В этот список не включаются организации и частные лица, которые имеют дело с информацией, которая:

  • собирается и хранится в соответствии с трудовым законодательством;
  • получена исключительно для оказания услуг связи по заключенному договору, она не распространяется и не предоставляется третьим лицам без согласия субъекта ПД;
  • относится к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами;
  • сделана субъектом ПД общедоступной;
  • включает в себя только фамилии, имена и отчества субъектов ПД;
  • необходима для оформления однократного пропуска на территорию организации;
  • включена в системы со статусом государственных автоматизированных информсистем, а также в государственные системы ПД, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  • обрабатывается без использования средств автоматизации (компьютера);
  • обрабатывается для обеспечения безопасного функционирования транспортного комплекса.

С учетом таких формулировок многие из организаций уже не попадают в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. То есть работодатели, компании, оказывающие услуги связи, религиозные организации, лица, получающие ПД только для исполнения договоров, и многие другие уведомлять о сборе и обработке ПД не должны. Те, на кого исключения не распространяются, обязательно должны быть в списке контролирующего органа.

Процедура регистрации заключается в подаче уведомления по определенной форме. С ней можно ознакомиться через реестр персональных данных Роскомнадзора, портал госуслуг либо с помощью Приказа Минкомсвязи России от 21.12.2011 N 346 . Бесплатно скачать нужный документ можно и в конце этой статьи.

  • полное и сокращенное наименование компании с указанием организационно-правовой формы, а также юридический и почтовый адреса, ИНН;
  • цели обработки, заявленные в учредительных документах либо фактически осуществляемые;
  • категории ПД, которые будут обрабатываться;
  • субъекты, чьи ПД планируется обрабатывать, в том числе отношения с ними, например, пассажир, заемщик, абонент, вкладчик, страхователь;
  • основание, по которому имеется право на обработку (к примеру, статьи Воздушного кодекса РФ или закона об актах гражданского состояния об актах гражданского состояния), в том числе наличие лицензии на осуществляемый вид деятельности;
  • описание используемых способов обработки ПД и их перечень: неавтоматизированная, автоматизированная или смешанная обработка;
  • сведения о лицах, ответственных за организацию обработки ПД, номера их телефонов, почтовые адреса, e-mail;
  • информация о шифровальных (криптографических) средствах;
  • дата начала, а также условия и сроки прекращения обработки ПД;
  • сведения о том, где хранятся данные в процессе их обработки, в том числе о стране, где находятся базы с информацией о ПД граждан Российской Федерации;
  • сведения об обеспечении безопасности ПД в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 .

Отметим, что регистрация оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора осуществляется в 30-дневный срок. Если будет подано электронное заявление, компании придется направить в территориальный орган дополнительно и бумажный экземпляр уведомления. Если сведений будет недостаточно, чиновники направят запрос об уточнении поданных документов. Отказать в принятии уведомления и занесении сведений об организации в реестр нельзя.

Если, по разным причинам, у организации изменились цели обработки ПД или необходимо внести иные изменения, в течение 10 дней она направляет в адрес Роскомнадзора письмо по установленной форме. С документом можно ознакомиться ниже. Кроме того, читателям PPT.ru доступна для скачивания форма документа, необходимого для исключения компании из реестра.

Все оказываемые в этом случае услуги Роскомнадзором бесплатные.

Ответственность за отказ регистрироваться в реестре

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к защите ПД. Согласно Федеральному закону от 07.02.2017 № 13-ФЗ , который начал действовать с 1 июля 2017 года, в статье 13.11 КоАП РФ предусмотрено несколько составов правонарушений, за которые могут быть оштрафованы операторы персональных данных. В зависимости от правонарушения штрафы для юридических лиц по этой статье варьируют от 15 до 75 тысяч рублей, а для ИП - от 5 до 20 тысяч рублей.

Отказ регистрироваться в реестре может быть расценен как непредставление информации в контролирующий орган. Наказание за это предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ . По ней должностным лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей, а юридическим - от 3000 до 5000 рублей.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png