Знание и понимание типов данных является неотъемлемой частью в программировании.
В этом уроке мы познакомимся с типами данных в языке программирования Turbo Pascal.
В языке Паскаль любые объекты, т.е. константы, переменные, значения функций или выражения, характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений того или иного объекта, а также множество операций, которые к нему применимы. Кроме того, тип определяет формат внутреннего представления данных в памяти ЭВМ. В отношении типов объектов Паскаль является статическим языком. Это означает, что тип объекта, например, переменной, определяется при ее описании и не может быть изменен в дальнейшем.
Структура типов данных в языке Паскаль:
Простые типы языка
К простым типам относятся порядковые, вещественный, строковый и адресный (указатели) типы. Все они определяют тип только одного отдельного значения.
Порядковые типы характеризуются тем, что каждый из них имеет конечное число возможных значений, среди которых установлен линейный порядок. С каждым из значений можно сопоставить некоторое целое число - его порядковый номер.
Целочисленные типы - обозначают множества целых чисел в различных диапазонах. Имеется пять целочисленных типов, различающихся диапазоном допустимых значений и размером занимаемой оперативной памяти. Целочисленные типы обозначаются идентификаторами: Byte, ShortInt, Word, Integer, LongInt; их характеристики приведены в следующей таблице.
Значения целых типов записываются в программе привычным способом:
123 4 -3 +345 -699
Наличие десятичной точки в записи целого числа недопустимо. Будет ошибкой записать целое число следующим образом:
123.0
Кроме привычной десятичной формы записи допускается запись целых чисел в шестнадцатеричном формате, используя префикс $, например:
$01AF $FF $1A $F0A1B
Регистр букв A,B, ..., F значения не имеет.
Допустимые операции:
- - присваивание;
- - все арифметические: +, - ,*, /, div, mod (при обычном делении [/] результат вещественный!);
- - сравнение <, >, >=, <=, <>, =.
Допустимые операции:
- - присваивание;
- - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =;
- - логические операции: NOT, OR, AND, XOR
"ж" "s" "." "*" " "-(пробел)
Для представления самого апострофа его изображение удваивается: """".
Если же символ не имеет графического представления, например, символ табуляции или символ возрата каретки, то можно воспользоваться эквивалентной формой записи символьного значения, состоящего из префикса # и ASCII-кода символа:
#9 #32 #13
Допустимые операции:
- - присваивание;
- - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =. Большим считается тот символ, который имеет больший ASCII-номер.
"Это текстовая строка" "This is a string"
"1234" - это тоже строка, не число
"" - пустая строка
Допустимые операции:
- - присваивание;
- - сложение (конкатенация, слияние); например, S:= "Зима"+" "+"пришла!";
- - сравнение: <, >, >=, <=, <>, =. Строки считаются равными, если имеют одинаковую длину и посимвольно эквивалентны.
Тип Comp
хотя и относится к вещественным типам, на самом деле является целочисленным с очень огромным диапазоном значений.
Значения вещественных типов могут записываться в программе несколькими способами:
1.456 0.000134 -120.0 65432
+345 0 -45 127E+12
-1.5E-5 -1.6E+12 5E4 0.002E-6
Будет ошибкой записать вещественное число следующим образом:
.5 (правильно 0.5)
12. (правильно 12.0 или 12)
Вещественное число в форме с плавающей точкой (экспоненциальная форма) записывается как пара
<мантисса> Е <порядок>
Такое обозначение понимается как «мантисса, умноженная на десять в степени, равном порядку». Например,
-1.6E+12 сответствует -1.6·1012
Допустимые операции:
- присваивание;
- все арифметические: +, - ,*, /;
- сравнение: <, >, >=, <=, <>, =.
При сравнении вещественных чисел следует помнить, что в следствие неточности их представления в памяти компьютера (в виду неизбежности округления) стоит избегать попыток определения строгого равенства двух вещественных значений. Есть шанс, что равенство окажется ложным, даже если на самом деле это не так.
Диапазон или (ограниченный тип) не является предопределенным типом языка (таким как, например, Integer или Char) и поэтому ему не соответствует никакой идентификатор. Этот тип является вводимм пользователем. Используя его мы можем определить новый тип, который будет содержать значения только из ограниченного поддиапазона некоего базового типа. Базовым типом может быть только целочисленный тип, тип Char (символьный) и любой из введенных программистом перечислимых типов.
Для введения нового типа - диапазона - нужно в блоке описания типов TYPE указать имя вводимого типа и границы диапазона через специальный символ диапазона ".." (две точки подряд):
TYPE
Century = 1..21; { поддиапазон цилочисленного типа }
CapsLetters = "А".."Я"; { поддиапазон из типа Char }
Структурированные типы языка
К структурированным типам относятся: массив, запись, множество, файл и др. Все они определяют тип (или типы) некоторой структуры данных.
Массив - упорядоченная структура однотипных данных, хранящая их последовательно. Массив обязательно имеет размеры, определяющие сколько элементов хранится в структуре. До любого элемента в массиве можно добраться по его индексу.
Тип массив определяется конструкцией:
Array [диапазон] of ТипЭлементов;
Диапазон в квадратных скобках указывает значения индексов первого и последнего элемента в стурктуре. Примеры объявления типов и переменных:
TYPE
Vector = array of Real;
VAR
V1: Vector;
V2: array of Byte;
Здесь переменная V1 определяется с использованием описанного выше типа Vector; тип переменной V2 конструируется непостредственно на этапе ее описания.
В качетве типа элементов массива можно также указаывать массив, образуя тем самым многомерные структуры. Например, описание двумерной структуры (матрицы) будет выгдядеть следующим образом:
VAR
M1: array of array of Byte;
Это же самое можно записать гораздо компактнее:
VAR
M2: array of Byte;
Зжесь массивы M1 и M2 имеют совершенно одинаковую структуру - квадратной матрицы размером 3x3.
Доступ к элемента массива осуществляется путем указания его индекса, например:
Writeln(V1); {вывод на экран первого элемента массива V1}
readln(M2);{ввод третьего элемента второй строки матрицы М2}
На этом урок по типам данных закончен, текст был почти полностью скопипастен (ссылочка будет ниже), т.к. я не вижу смысла этот материал рассказывать своими словами. Если хоть немного понятна разница между типами данных, то это уже хорошо.
Типы данных языка Паскаль
Любые данные (константы, переменные, значения функций или выражения) в Турбо Паскале характеризуются своими типами. Тип определяет множество допустимых значений, которые может иметь тот или иной объект, а также множество допустимых операций, которые применимы к нему. Тип также определяет формат внутреннего представления данных в памяти компьютера.
Существуют следующие типы данных в Турбо-Паскале.
1) Простые типы:
– вещественные;
– символьные;
– булевские (логические);
– перечисляемые;
– ограниченные (диапазонные).
2) Составные (структурированные) типы:
– регулярные (массивы);
– комбинированные (записи);
– файловые;
– множественные;
– строковые;
– объекты.
3) Ссылочные типы (типизированные и нетипизированные указатели).
4) Процедурные типы.
В Турбо Паскале предусмотрен механизм создания новых типов данных, благодаря чему общее количество типов, используемых в программе может быть сколь угодно большим.
Целый тип . Значениями целого типа являются элементы подмножества целых чисел. В Турбо-Паскале существует пять целых типов. Их названия, диапазон значений, длина представления в байтах приведены в табл. 6.
Таблица 6
Целые типы данных
Целые переменные описываются с использованием указанных выше зарезервированных слов:
i, j, k: integer;
Данные целого типа хранятся в памяти точно. Например, переменные типа integer занимают в памяти 2 байта (16 бит), которые распределяются следующим образом: 1 бит отводится для хранения знака числа (0, если число положительное, и 1, если число отрицательное) и 15 бит для хранения числа в двоичной системе счисления. Максимальное десятичное число, которое можно записать как двоичное в 15 бит – это 32767.
При использовании процедур и функций с целочисленными параметрами следует руководствоваться «вложенностью» типов, т.е. везде где используется word, допускается использование byte (но не наоборот), в longint «входит» integer, который, в свою очередь, включает в себя shortint.
Для целого типа определены пять основных операций, результатом которых также является целое число: +, -,*, div, mod (сложение, вычитание, умножение, целочисленное деление и остаток от целочисленного деления). В арифметических выражениях операции *, div, mod имеют более высокий приоритет по сравнению с операциями +, -. Примеры записи выражений:
Перечень процедур и функций, применимых к целочисленным типам, приведен в табл. 7. Буквами b, s, w, i, l обозначены выражения соответственно типа byte, shortint, word, integer, и longint; x – выражение любого из этих типов; идентификаторы vb, vs, vw, vi, vl, vx обозначают переменные соответствующих типов. В квадратных скобках указывается необязательный параметр.
Таблица 7
Стандартные процедуры и функции, применимые к целым типам
Обращение | Тип результата | Действие |
Abs (x) | x | Возвращает модуль x |
Chr (b) | Char | Возвращает символ по его коду |
Dec (vx [, i]) | - | Уменьшает значение vx на i, а при отсутствии i – на 1 |
Inc (vx [, i]) | - | Увеличивает значение vx на i, а при отсутствии i – на 1 |
Hi (i) | Byte | Возвращает старший байт аргумента |
Hi (i) | Byte | То же |
Lo (i) | Byte | Возвращает младший байт аргумента |
Lo (w) | Byte | То же |
Odd (l) | Byte | Возвращает true, если аргумент – нечетное число |
Random (w) | Как у параметра | Возвращает псевдослучайное число, равномерно распределенное в диапазоне 0…(w-1) |
Sqr (x) | x | Возвращает квадрат аргумента |
Swap (i) | Integer | |
Swap (w) | Word | Меняет местами байты в слове |
Succ(x) | Как у параметра | Возвращает следующее целое значение, т.е. x+1 |
Pred(x) | Как у параметра | Возвращает предшествующее целое значение, т.е. x-1 |
При действиях с целыми числами тип результата будет соответствовать типу операнда, а если операнды относятся к различным целым типам, - типу того операнда, который имеет максимальный диапазон значений. Возможное переполнение результата не контролируется, что может привести к ошибкам в программе.
Вещественный тип. Значения вещественных типов определяют произвольное число с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа. В Турбо-Паскале существуют пять вещественных типов (табл. 8).
Таблица 8
Вещественные типы данных
Вещественные переменные описываются с использованием указанных выше зарезервированных слов:
Вещественное число в памяти компьютера состоит из 3-х частей:
Знаковый разряд числа;
Экспоненциальная часть;
Мантисса числа.
Мантисса имеет длину от 23 (Single) до 63 (Extended) двоичных разрядов, что и обеспечивает точность 7-8 для Single и 19-20 для Extended десятичных цифр. Десятичная точка (запятая) подразумевается перед левым (старшим) разрядом мантиссы, но при действиях с числом ее положение сдвигается влево или вправо в соответствии с двоичным порядком числа, хранящимся в экспоненциальной части, поэтому действия над вещественными числами называют арифметикой с плавающей точкой (запятой).
Доступ к типам Single, Double и Extended осуществляется только при особых режимах компиляции. Для включения данных режимов следует выбрать пункт меню Options , Compiler… и включить опцию 8087/80287 в группе Numeric processing .
Особое положение в Турбо Паскаль занимает тип Comp, который трактуется как вещественное число без экспоненциальной и дробной частей. Фактически, Comp – Это большое целое число со знаком, сохраняющее 19…20 значащих десятичных цифр. В то же время в выражениях Comp полностью совместим с любыми другими вещественными типами: над ним определены все вещественные операции, он может использоваться как аргумент математических операций и т.д.
Вещественные числа задаются в десятичной системе счисления в одной из двух форм .
В форме с фиксированной точкой запись состоит из целой и дробной частей, отделенных друг от друга точкой, например:
0.087 4.0 23.5 0.6
В форме с плавающей точкой запись содержит букву Е, которая означает «умножить на десять в степени», причем степень является целым числом, например:
7Е3 6.9Е-8 0.98Е-02 45Е+04
Над объектами вещественного типа определены следующие операции: +, -, *, /.
Операции «*» и «/» имеют более высокий приоритет по сравнению с операциями «+» и «-».
Если хотя бы один операнд вещественный, то операции +, -, *, / приводят к вещественному результату. Операция деления / приводит к вещественному результату и в случае двух целых операндов, например: 9/3 = 3.0.
Для работы с вещественными данными могут использоваться стандартные математические функции, представленные в табл. 9. Результат работы этих функций также является вещественным.
Таблица 9
Математические функции, работающие с вещественными данными
Переменные и константы типа REAL запрещается использовать:
– в функциях pred(x), succ(x), ord(x);
– в качестве индексов массивов;
– в качестве меток в операторах передачи управления;
– в качестве управляющих переменных (параметров цикла).
Для перевода вещественного числа в целое можно воспользоваться функциями:
trunc(x) – целая часть х (х – вещественное);
round(x) – округление до ближайшего целого (х- вещественное).
Символьный тип. Символьные переменные описываются с помощью зарезервированного слова char:
Значения этого типа выбираются из упорядоченного множества символов (из множества ASCII), состоящего из 256 символов. Каждому символу приписывается целое число из диапазона 0..255. Например, прописные буквы латинского алфавита A..Z имеют коды 65..90, а строчные буквы – коды 97..122.
Значением переменной символьного типа является один символ, заключенный в апострофы, например:
‘F’ ‘8’ ‘*’
Символьные переменные можно сравнивать между собой, при этом сравниваются коды символов.
Существуют функции, которые устанавливают соответствие между символом и его кодом:
ord(с) – выдает номер символа с;
chr(i) – выдает символ с номером i.
Эти функции являются обратными по отношению друг к другу.
Логический тип . Логические переменные описываются с помощью зарезервированного слова boolean:
p1, p2: boolean;
Переменные логического типа принимают два значения: true (истина), false (ложь).
Эти величины упорядочены следующим образом: false < true. false имеет порядковый номер 0, true имеет порядковый номер 1.
Переменным логического типа можно либо присвоить значение непосредственно, либо использовать логическое выражение. Например,
a, d, g, b: boolean;
Операции отношения (<, <=, >, >=, =, <>), применяемые к целым, вещественным и символьным переменным, дают логический результат.
Логические операции над операндами логического типа также дают логический результат (операции приведены в порядке убывания приоритета) (подробнее см. табл. 3 и 5):
not – отрицание (операция НЕ);
and – логическое умножение (операция И);
or – логическое сложение (операция ИЛИ);
xor – исключающее ИЛИ.
Выражение (not a) имеет значение, противоположное значению а.
Выражение (a and b) дает значение true, если только и а и b имеют значение true, в остальных случаях значение этого выражения есть false.
Выражение (a or b) дает значение false, если только и а и b имеют значение false, во всех остальных случаях результат true.
Перечисляемый тип . Нестандартный перечисляемый тип задается перечислением в виде имен значений, которые может принимать переменная. Каждое значение именуется некоторым идентификатором и располагается в списке, обрамленном круглыми скобками. Общий вид описания перечисляемого типа:
x = (w1, w2, …, wn);
где х – имя типа, w1, w2,…, wn – значения, которые может принимать переменная типа х.
Эти значения являются упорядоченными w1 К аргументу w перечисляемого типа применимы следующие стандартные функции: succ(w), pred(w), ord(w). color=(red, black, yellow, green) ww=(left, up, right, down); f: array of ww; succ(d) = yellow; Переменные а и в имеют тип w. они могут принимать одно из трех значений, причем on К величинам перечисляемого типа применимы операции отношения: =, <>, <=, >=, <, >. Допускается указывать константы перечисляемого типа непосредственно в разделе var
без использования раздела type
, например c,d: (red, black, yellow, green); Диапазонный (ограниченный) тип
. При определении ограниченного типа указывают начальное и конечное значения, которые может принимать переменная диапазонного типа. Значения разделяют двумя точками. Описание ограниченного типа имеет вид Здесь а – имя типа, min, max – константы. При задании ограниченного типа должны выполняться следующие правила: – обе граничные константы min и max должны быть одинакового типа; – ограниченный тип создается из данных базового типа, в качестве которого можно выбрать целый, символьный или перечисляемый типы. Например: col = red.. yellow; letter = ‘a’..’f’; – переменные ограниченного типа можно описать в разделе var, не обращаясь к разделу type: – ограниченный тип наследует все свойства базового типа, из которого он создается; – граница min всегда должна быть меньше границы max. Массивы
. Массив – это сложный тип, представляющий собой структуру, состоящую из фиксированного числа компонент одного типа. Тип компонента называется базовым типом. Все компоненты массива можно легко упорядочить и обеспечить доступ к любому из них простым указанием его порядкового номера. Описание массива в разделе var
имеет вид: a: array
of
t2; где а – имя массива, array
, of
– служебные слова (означают «массив из…»), t1 – тип индексов; t2 – тип компонент (базовый тип). Количество индексов определяет размерность массива. Индексы могут быть целого (кроме longint), символьного, логического, перечисляемого и диапазонного типов. Индексы разделяются запятыми и заключаются в квадратные скобки. Компоненты массива могут быть любого типа, кроме файлового. Пример 1.
Рассмотрим одномерный массив С, значениями которого являются пять вещественных чисел: 4.6 6.23 12 -4.8 0.7 Описание этого массива выглядит следующим образом: c: array of real; По конкретному значению индекса можно выбрать определенную компоненту массива (например, C означает третий элемент массива С, т.е. число 12). Пример 2.
Рассмотрим двумерный массив В (матрицу В), значением которого является таблица из целых чисел: Описание данного массива выглядит следующим образом: b of integer; Здесь b – имя массива, первый индекс является номером строки и принимает значения от 1 до 2, второй – номер столбца и принимает значения от 1 до 4. По конкретным значениям индексов можно выбрать определенную компоненту массива (например, b означает элемент таблицы, стоящий в первой строке и третьем столбце, т.е. число -4). Индексы могут быть произвольными выражениями, соответствующими типу индексов из описания массива: a: array of real; a[(i+1)*2] := 24; Набор операций над элементами массива полностью определяется типом этих элементов. Строковый тип
. Строковый тип – множество символьных цепочек произвольной длины (от нуля до заданного числа). Переменные строкового типа описываются с помощью служебного слова string
: b: string
; Особенности: – значение строковой переменной может быть введено с помощью клавиатуры, присвоено в операторе присваивания, прочитано из файла. При этом длина введенной строки может быть любой (меньше указанного размера, равна размеру или больше, в последнем случае, лишние символы отбрасываются); a:= ‘Результаты’; – допускается использовать операцию конкатенации в операторе присваивания, так как строки могут динамически изменять свою длину: а:= a + ‘ вычислений’; – максимальная длина строковой переменной 255 символов, это указание длины может быть опущено: a: string
; a1: string
; Переменные а и а1 – одинаковы (эквивалентное описание). – память под переменные строкового типа отводится по максимуму, но используется лишь часть памяти, реально занятая символами строки в данный момент. Для описания строковой переменной длины n используется n+1 байт памяти: n байтов - для хранения символов строки, n+1 –й байт – для хранения текущей длины. – над значениями строковых типов определены операции сравнения: < <= > >= = <>. Короткая строка всегда меньше длинной. Если строки имеют одинаковую длину, то сравниваются коды символов. – возможен доступ к отдельным элементам строки аналогично доступу к элементам массива: а, a. В квадратных скобках указывается номер элемента строки. Процедуры и функции, ориентированные на работу со строками. concat (s1, s2,…)
– функция слияния строк, s1, s2,
…- строки, число строк может быть произвольным. Результатом работы функции является строка. Если длина результирующей строки больше 255 символов, то строка усекается до 255 символов. copy (s, index, count)
– функция выделения строки из исходной строки s
длиной count
символов, начиная с символа под номером index
. delete (s, index, count)
– процедура удаления из строки s подстроки длиной count
символов, начиная с символа с номером index
. insert (s1, s2, index)
– процедура вставки строки s1
в строку s2
, начиная с символа с номером index
. length(s)
– функция определения текущей длины строки, возвращает число равное текущей длине строки. pos(s1, s2)
– функция поиска в строке s2
подстроки s1
. выдает номер позиции первого символа подстроки s1
в строке s2
(или 0, если этой строки нет). val (st, x, code)
– процедура преобразования строки s в целую или вещественную переменную x
. Параметр code
содержит 0, если преобразование прошло успешно (и в x
помещается результат преобразования), или номер позиции строки, где обнаружен ошибочный символ (в таком случае значение x
не меняется). Совместимость и преобразование типов
. Турбо Паскаль – это типизированный язык. Он построен на основе строго соблюдения концепции типов, в соответствии с которой все применяемые в языке операции определены только над операндами совместимых типов. Два типа считаются совместимыми, если: – оба они есть один и тот же тип; – оба вещественные; – оба целые; – один тип есть тип-диапазон второго типа; – оба являются типами диапазонами одного и того же базового типа; – оба являются множествами, составленными из элементов одного и того же базового типа; – оба являются упакованными строками (определены с предшествующим словом packed) одинаковой максимальной длины; – один есть тип-строка, а другой – тип-строка или символ; – один тип есть любой указатель, а другой – указатель на родственный ему объект; – оба есть процедурные типы с одинаковым типом результата (для типа-функции), количеством параметров и типом взаимно соответствующих параметров. Совместимость типов приобретает особое значение в операторах присваивания. Пусть t1 – тип переменной, а t2 – тип выражения, то есть выполняется присваивание t1:=t2. Это присваивание возможно в следующих случаях: – t1 и t2 есть один и тот же тип, и этот тип не относится к файлам, массивам файлов, записям, содержащим поля-файлы, или массивам таких записей; – t1 и t2 являются совместимыми порядковыми типами, и значение t2 лежит в диапазоне возможных значений t1; – t1 и t2 являются вещественными типами, и значение t2 лежит в диапазоне возможных значений t1; – t1 – вещественный тип и t2 – целый тип; – t1 – строка и t2 – символ; – t1 – строка и t2 – упакованная строка; – t1 и t2 – совместимые упакованные строки; – t1 и t2 – совместимые множества и все члены t2 принадлежат множеству возможных значений t1; – t1 и t2 – совместимые указатели; – t1 и t2 – совместимые процедурные типы; – t1 – объект и t2 – его потомок. В программе данные одного типа могут преобразовываться в данные другого типа. Такое преобразование может быть явным или неявным. При явном преобразовании типов вызываются специальные функции преобразования, аргументы которых принадлежат одному типу, а значения – другому. Пример – уже рассмотренные функции ord, trunc, round, chr. Неявное преобразование возможно только в двух случаях: – в выражениях, составленных из вещественных и целочисленных переменных, последние автоматически преобразуются к вещественному типу, и все выражение в целом приобретает вещественный тип; – одна и та же область памяти попеременно трактуется как содержащая данные то одного, то другого типа (совмещение в памяти данных разного типа). Понятие данных является одним из ключевых в программировании, да и вообще в компьютерных науках. Грубо говоря, данные в информатике это информация, находящиеся в состоянии хранении, обработки или передачи, в какой-то отрезок времени. В машинах Тьюринга информация имеет тип, а он в свою очередь, зависит от рода информации. Типы данных в Паскале определяют возможные значения переменных, констант, выражений и функций. Они бывают встроенными и пользовательскими. Встроенные типы изначально присутствуют в языке программирования, а пользовательские создаются программистом. По способу представления и обработки типы данных бывают: В этой статье будут рассмотрены лишь, наиболее простые типы данных, так как на начальных этапах обучения, вашей программе будет проще обойтись, например, без файлов и записей, чем без целочисленных или строковых переменных. Сюда входят несколько целочисленных типов, которые различаются диапазоном значений, количеством байт отведённых для их хранения и словом, с помощью которого объявляется тип. Объявить целочисленную переменную можно в разделе Var, например: Над переменными этой категории можно выполнять все арифметические и логические операции за исключением деления (/), для него нужен вещественный тип. Также могут быть применены некоторые стандартные функции и процедуры. В Паскале бывают следующие вещественные типы данных: Над ними может быть выполнено большее количество операций и функций, чем над целыми. Например, эти функции возвращают вещественный результат: sin(x) – синус; cos(x) – косинус; arctan(x) – арктангенс; ln(x) – натуральный логарифм; sqrt(x) – квадратный корень; exp(x) – экспонента; Переменная, имеющая логический тип данных может принимать всего два значения: true (истина) и false (ложь). Здесь истине соответствует значение 1, а ложь тождественная нулю. Объявить булеву переменную можно так: Над данными этого типа могут выполняться операции сравнения и логические операции: not , and, or, xor. Символьный тип данных – это совокупность символов, используемых в том или ином компьютере. Переменная данного типа принимает значение одного из этих символов, занимает в памяти компьютера 1 байт. Слово Char
определяет величину данного типа. Существует несколько способов записать символьную переменную (или константу): К величинам символьного типа данных применимы операции отношения и следующие функции: Succ(x)
- возвращает следующий символ; Pred(x)
- возвращает предыдущий символ; Ord(x)
- возвращает значение кода символа; Chr(x)
- возвращает значение символа по его коду; UpCase(x)
- переводит литеры из интервала ‘a’..’z’ в верхний регистр. Для плодотворной работы с символьным типом рекомендую пользоваться . Строка в Паскале представляет собой последовательность символов заключенных в апострофы, и обозначается словом String
. Число символов (длина строки) должно не превышать 255. Если длину строки не указывать, то она автоматически определиться в 255 символов. Общий вид объявления строковой переменной выглядит так: Var <имя_переменной>: string[<длина строки>]; Каждый символ в строке имеет свой индекс (номер). Индекс первого байта – 0, но в нем храниться не первый символ, а длина всей строки, из чего следует, что переменная этого типа будет занимать на 1 байт больше числа переменных в ней. Номер первого символа – 1, например, если мы имеем строку S=‘stroka’, то S=s;. В одном из следующих уроков строковый тип данных будет рассмотрен подробнее. Перечисляемый тип данных представляет собой некоторое ограниченное количество идентификаторов. Эти идентификаторы заключаются в круглые скобки, и отделяются друг от друга запятыми. Type Day=(Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday); Переменная A может принимать лишь значения определенные в разделе Type. Также можно объявить переменную перечисляемого типа в разделе Var: Var A: (Monday, Tuesday); К данному типу применимы операции отношения, при этом заранее определенно, что Monday Когда необходимо задать какой то диапазон значений, то в таких ситуациях применяется интервальный тип данных. Для объявления используется конструкция m..n
, где m
– минимальное (начальное) значение, а n
– максимально (конечное); здесь m и n являются константами, которые могут быть целого, символьного, перечисляемого или логического типа. Описываться величины интервального типа могут как в разделе типов, так и в разделе описания переменных. Общий вид: TYPE <имя_типа> = <мин. значение>..<макс. значение>; На занятии рассматриваются основные стандартные типы данных в Паскаль, понятие переменной и константы; объясняется, как работать с арифметическими операциями Паскаль — это типизированный язык программирования.
Это означает, что переменные, в которых хранятся данные, имеют определенный тип данных. Т.е. программе напрямую надо указать, какие данные могут храниться в той или иной переменной: текстовые данные, числовые данные, если числовые — то целочисленные или дробные, и т.п. Это необходимо в первую очередь для того чтобы компьютер «знал», какие операции можно выполнять с этими переменными и как правильно их выполнять. Например, сложение текстовых данных, или как это правильно называется в программировании — конкатенация — это обычное слияние строк, тогда как сложение числовых данных происходит поразрядно, кроме того, дробные и целые числа складываются тоже по-разному. То же самое касается и других операций. Рассмотрим наиболее распространенные в Pascal типы данных. Нужно иметь в виду, что при написании программ в паскале integer
(в переводе с англ. целое) является наиболее часто используемым, так как диапазон значений наиболее востребуем. Если необходим более широкий диапазон, используется longint
(long integer, в переводе с англ. длинное целое). Тип byte
в Паскале используется, когда нет необходимости работать с отрицательными значениями, то же самое касается и типа word
(только диапазон значений здесь значительно больше). Примеры того, как описываются (объявляются) переменные в Паскале:
program a1;
var x,y:integer; {целочисленный тип}
myname:string; {строковый тип}
begin
x:=1; y:=x+16;
myname:="Петр";
writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", y)
end. Результат:
Обратите внимание на то, как используются комментарии в Паскале
. В примере комментарии, т.е. служебный текст, который «не видим» для компилятора, заключаются в фигурные скобки. Обычно комментарии делаются программистами с целью пояснения фрагментов кода. Задача 3.
Население Москвы равняется а=9000000 жителей. Население Нью-Васюков равняется b=1000 жителей. Напишите программу, которая определяет разницу в числе жителей между двумя городами. Используйте переменные величины Вещественные числа в Паскале и вообще в программировании — это название дробных чисел. Тип real в Паскале — наиболее часто используемый из вещественных типов. Выше были представлены простые типы данных в Паскаль, к которым относятся:
Для вывода значений переменных вещественного типа обычно используется форматированный вывод:
p:=1234.6789;
Writeln(p:6:2); {1234.68} Наряду с простыми типами в языке еще используются структурированные типы данных и указатели
, которым будут посвящены последующие уроки по Паскалю. Зачастую в программе заранее известно, что переменная будет принимать какое-то конкретное значение и не менять его на протяжении выполнения всей программы. В таком случае необходимо использовать константу. Объявление константы в Паскале происходит до объявления переменных (до служебного слова var) и выглядит следующим образом: Пример описания константы в Паскале:
const x=17;
var myname:string;
begin
myname:="Петр";
writeln ("имя: ",myname, ", возраст: ", х)
end. Для того чтобы после вывода значений переменных оставались отступы, чтобы значения не «сливались» друг с другом, принято через двоеточие указывать какое количество символов нужно предусмотреть для вывода значения: Здесь стоит более подробно остановиться на некоторых арифметических операциях. Пример операции inc:
x:=1;
inc(x); {Увеличивает x на 1, т.е. x=2}
writeln (х) Более сложное использование процедуры inc: a:=-9;
b:=abs(a); { b = 9} Пример использования функции odd:
var x:integer;
begin
x:=3;
writeln(sqr(x)); {ответ 9}
end. Формула такая: exp(ln(a)*n) , где а — число, n — степень (а>0). Однако в компиляторе pascal abc возведение в степень осуществляется значительно проще: var x:integer;
begin
x:=9;
writeln(sqrt(x)); {ответ 3}
end. Задача 4.
Известны размеры спичечной коробки: высота — 12.41 см., ширина — 8 см., толщина — 5 см. Вычислить площадь основания коробки и ее объем Задача 5.
В зоопарке три слона и довольно много кроликов, причем количество кроликов часто меняется. Слону положено съедать в сутки сто морковок, а кролику — две. Каждое утро служитель зоопарка сообщает компьютеру количество кроликов. Компьютер в ответ на это должен сообщить служителю общее количество морковок, которые сегодня нужно скормить кроликам и слонам. Задача 6.
Известно, что x
кг конфет стоит a
рублей. Определите, сколько стоит y
кг этих конфет, а также, сколько килограмм конфет можно купить на k
рублей. Все значения вводит пользователь. Простейшим числовым типом данных в Паскале являются целые типы, предназначенные для хранения целых чисел. Целые числа в Паскале принято делить на два типа: со знаком и без знака. Числа со знаком – это целочисленный тип, в который входят как положительные, так и отрицательные числа, без знака – только положительные. Ниже приведены две таблицы с целочисленными типами. Сначала выпишем типы целых чисел со знаком
: А это целочисленные типы без знака
: Как видно, в первой колонке стоит название типа, во второй – количество байт, занимаемое в памяти числами этого типа, в третьей – соответственно диапазон возможных значений. В числах со знаком есть два типа – integer и longint (буквально «целый» и «длинный целый»), которые являются синонимами. То есть вы можете в разделе описаний использовать как одно название, так и другое. Аналогично во второй таблице (неотрицательные целые числа в Паскале) есть также два целочисленных типа-синонима размером 4 байта – longword и cardinal , поэтому используйте либо одно, либо другое. Ещё можно заметить, что если числа первой таблицы условно перенести в правую часть относительно нуля (сдвинуть интервал вправо так, чтобы минимальным числом оказался 0), то мы получим интервалы целых чисел второй таблицы, лежащие в соответствующих строках. Так, если в 1-байтовом типе shortint к левой и правой границам прибавить 128, то получим тип byte (0..255); если в 2-байтовом типе smallint к границам прибавить 32768, то получим соответствующий 2-байтовый тип без знака word (0..65535) и т.д. Всё это случается потому, что в целочисленных типах без знака числа могут быть разделены ровно надвое: половина чисел – в отрицательную часть, половина – в положительную. А почему тогда в числах со знаком левая граница по абсолютной величине на 1 больше за правую границу? – спросите вы. Например, в типе shortint минимум -128, тогда как максимум всего 127 (по модулю на 1 меньше). А это потому, что в правую часть входит также и 0, и об этом надо знать и помнить. Так зачем же целые числа в Паскале делить на столько типов? Почему не обойтись, например, наибольшим из целочисленных типов в PascalABC.Net и Free Pascal – int64 – это почти 9 с половиной квинтиллионов (!) как с минусом, так и с плюсом? Да по простой банальной (?) причине – экономия памяти. Если вам надо сложить два небольших однобайтовых положительных числа (0..255), а вы эти числа описали как int64 (8 байт), то на это ушло в 8 раз больше памяти. А если программа большая и переменных много, то экономия памяти встает очень резко. Причем нет смысла использовать целые типы со знаком, если в задаче речь идет о таких величинах, как длина, масса, расстояние, время и т.п. В разделе сайта Задачник Абрамяна (подраздел Integer) понаблюдайте за использованием различных целочисленных типов в Паскале.Целочисленный тип
Тип
Диапазон
Размер в байтах
shortint
-128…127
1
integer
-32 768…32 767
2
longint
-2 147 483 648…2 147 483 647
4
byte
0…255
1
word
0…65 535
2
Вещественный тип
Тип
Диапазон
Память, байт
Количество цифр
Real
2.9e-39 … 1.7e38
6
11-12
Single
1.5e-45 … 3.4e38
4
7-8
Double
5.0e-324 …1.7e308
8
15-16
Extended
3.4e-4932 … 1.1e493
10
19-20
Comp
-9.2e63 … (9.2e63)-1
8
19-20
Логический тип
Символьный тип
Строковый тип
Перечисляемый тип данных
Интервальный тип данных
Целочисленные типы данных в Паскаль
Тип
Диапазон
Требуемая память (байт)
byte
0..255
1
shortint
-128..127
1
integer
-32768.. 32767
2
word
0..65535
2
longint
-2147483648..2147483647
4
имя: Петр, возраст: 17Комментарии в Паскале
Вещественные типы данных в Паскаль
Тип
Диапазон
Требуемая память (байт)
real
2.9 * 10E-39 .. 1.7 * 10E38
6
single
1.5 * 10 E-45 .. 3.4 * 10E38
4
double
5 * 10E-324 .. 1.7 * 10E308
8
extended
1.9 * 10E-4951 .. 1.1 * 10E4932
10
Константы в Паскале
1
2
3
4
5
6
const
x=
17
;
var
myname:
string
;
begin
myname:
=
"Петр"
;
writeln
("имя: "
,
myname,
", возраст: "
,
х)
end
.
«Красивый» вывод целых и вещественных чисел
Арифметические операции в Паскале
Порядок выполнения операций
Стандартные арифметические процедуры и функции Pascal
Inc(x,n) где x — порядкового типа, n — целого типа; процедура inc увеличивает x на n. a:
=-
9
;
b:
=
abs
(a)
;
{ b = 9}
(S=ширина * толщина, V=площадь*высота)Тип
Байт
Диапазон значений
shortint
1
-128 ... 127
smallint
2
-32768 ... 32767
integer, longint
4
-2147483648 ... 2147483647
int64
8
-9223372036854775808 ... 9223372036854775807
Тип
Байт
Диапазон значений
byte
1
0 ... 255
word
2
0 ... 65535
longword, cardinal
4
0 ... 4294967295
uint64
8
0 ... 18446744073709551615