Строительство было начато французами в 19-м веке, но они так и не смогли закончить проект из-за различных проблем. Американское правительство взяло проект на себя в 1904 и закончило его спустя десятилетие, войдя в историю. Сейчас канал находится в управлении правительства Панамы. Панамский Канал не только приносит пользу торговцам, облегчая транзит грузов, но также важен с точки зрения туризма. Очень популярны круизы по каналу и если вы планируете посетить эту область, тогда не упустите шанс пройти по каналу на круизном судне. Во время такого путешествия вы сможете осматривать многочисленные экзотические достопримечательности Панамы. Туристические агентства предложат вам сотни всевозможных круизных пакетов, включающих ряд популярных портов, таких как Нью-Йорк, Майами, Лос-Анджелес, Новый Орлеан и т.д. Этот тур позволит Вам увидеть некоторые самые красивые пляжи в мире и посетить экзотический Панама-Сити.

История Канала
На самом деле, история канала уходит своими корнями гораздо глубже - в 16 век. В 1513 испанский исследователь Васко Нуньес де Бальбоа стал первым европейцем, который обратил внимание на чрезвычайно тонкий Панамский перешеек, отделяющий Атлантический и Тихий океаны. Открытие Бальбоа зажгло поиск естественного водного пути, связывающего два океана. В 1534, после того, как не было найдено никакого естественного пути, император Священной Римской империи Карл V приказал исследовать возможность строительства канала. Инспекторы в конечном счете решили, что строительство судоходного канала в этих местах невозможно.

Начало строительства
Интересным фактов в истории Панамского канала является еще одна попытка строительства, предпринятая проектировщиком Суэцкого Канала. Серьезных попыток строительства не предпринималось вплоть до 1880-х. В 1881 французская компания Фердинанда де Лессепа, проектировщика Суэцкого канала в Египте, начала рыть канал через Панаму. Проект был изведен плохим планированием, техническими проблемами и тропическими болезнями, которые убили тысячи рабочих. Де Лессеп намеревался построить канал на уровне моря, по образу Суэцкого, без всяких шлюзов. Но процесс раскопок оказался намного более трудным, чем ожидалось. Гюстав Эйфель, который проектировал известную башню в Париже, был нанят для создания шлюзов, но компания Де Лессепа обанкротилась в 1889. В то время французы невыгодно вложили в строительство больше чем $260 миллионов, выкопав больше чем 70 миллионов кубических метров земли. Крах предприятия вызвал большой скандал во Франции. Де Лессеп и его сын Чарльз, наряду с Эйфелем и несколькими другими руководителями компании, были обвинены в растрате, неумелом руководстве и мошенничестве. В 1893 они были признаны виновными, приговорены к тюремному сроку и оштрафованы. После скандала Эйфель ушел из бизнеса и посвятил себя научному исследованию. Была создана новая французская компания, чтобы принять активы несостоятельного бизнеса и продолжить канал, но и она последовало вскоре по тому же самому пути. В течение 1800-х Соединенные Штаты также были заинтересованы в строительстве канала, связывающего Атлантику и Тихий океан. Как по экономическим, так и по военным причинам, они считали Никарагуа более выгодным расположением, чем Панама. Однако, этот план отбросили благодаря усилиям Филиппа-Жана Буно-Варилла, французского инженера, который был вовлечен в оба проекта французского канала. В конце 1890-х Буно-Варилла начал лоббировать американских законодателей на покупку французских активов канала в Панаме, и в конечном счете убедил многих, что у Никарагуа были опасные вулканы, и Панама является менее опасным вариантом.
В 1902 Конгресс разрешил покупку французских активов Панамского канала. Но Колумбия, частью которой на то время являлась Панама, отказалась ратифицировать соглашение. При поддержке Буно-Варилла и молчаливом одобрении президента Теодора Рузвельта, Панама восстала против Колумбии и объявила независимость. После этого госсекретарь США Джон Хэй и Буно-Варилла, как представитель временного правительства Панамы, договорились о Соглашении Хэя-Буно-Вариллы, которое дало Америке право на зону большее 500 квадратных миль, в которой можно было построить канал. Канал по соглашению полностью переходил в управление американцев. Договорились, что Соединенные Штаты выложат приблизительно $375 миллионов на строительство, включая оплату в размере $10 миллионов Панаме, и $40 миллионов на выкуп французских активов. Спустя век после того, как Соединенные Штаты закончили Панамский канал, судоходная связь через Никарагуа все еще остается возможной: В 2013 китайская компания объявила о соглашении с никарагуанским правительством на $40 миллиардов за право построить такой водный путь.

Гибель рабочих
При строительстве Панамского канала официально погибло более 25 000 рабочих. Строители канала столкнулись со множеством препятствий, включая сложный ландшафт, жаркую влажную погоду, проливной дождь и необузданные тропические болезни. Более ранние французские попытки привели к смерти больше чем 20,000 рабочих, а усилия Америки жили немного лучше - между 1904 и 1913 приблизительно 5,600 рабочих умерли из-за болезней, или несчастных случаев.
Многие из этих более ранних смертельных случаев были вызваны желтой лихорадкой и малярией. По мнению врачей того времени, эти болезни были вызваны загрязненным воздухом и плохими условиями. К началу 20-го века, однако, медицинские эксперты раскрыли ключевую роль москитов, как разносчиков этих болезней, позволив им значительно сократить количество смертельных случаев среди рабочих. Проводились специальные санитарные меры, которые включали осушение болот и водоемов, удаление возможных нерестилищ насекомых и установки защитных экранов на окна в зданиях.

Пропускная способность Панамского канала

От 13,000 до 14,000 судов используют канал каждый год.
Американские суда используют канал чаще всего всего, преследуемые Китаем, Чили, Японией, Колумбией и Южной Кореей. Каждое судно, транзитом проходящее через канал, должно заплатить пошлину, основываясь на его размере и грузовом объеме. Пошлина для самых больших судов может достигать приблизительно 450,000$. Самая маленькая пошлина из когда-либо заплаченных составляла 36 центов, выплаченных в 1928 американским авантюристом Ричардом Халлибертоном, который покорял канал. Сегодня ежегодно собирается приблизительно $1.8 миллиарда пошлин. В среднем судну требуются 8 - 10 часов, чтобы пройти через канал. Перемещаясь через него, система шлюзов поднимает каждое судно на 85 футов над уровнем моря. Капитанам судна не разрешают брать на себя управление во время транзита; вместо этого, специально обученный персонал берет управление на себя. В 2010 году канал пересекло миллионное судно с момента его открытия.

Кто контролирует Панамский канал?
Соединенные Штаты передали контроль канала Панаме в 1999. В годы после открытия канала отношения между Америкой и Панамой стали напряженными. Вопросы возникли по поводу контроля над самим каналом и прилегающей к нему зоной. В 1964 панамцы взбунтовались, так как им не разрешили вывесить национальный флаг Панамы рядом с флагом США в зоне канала. После восстания Панама временно прервала дипломатические отношения с Соединенными Штатами. В 1977 президент Джимми Картер и генерал Омар Торрихос подписали соглашения, передающие контроль канала Панаме с 1999, но дающие Соединенным Штатам право использовать группу войск, чтобы защитить водный путь от любой угрозы ее нейтралитету. Несмотря на недовольство многих политиков, которые не хотели, чтобы их страна утратила свою власть над каналом, Сенат США ратифицировал Соглашения Торрихоса-Картера в 1978. Контроль был передан Панаме мирно в декабре 1999.

Расширение Панамского канала
В данный момент канал расширяется, чтобы пропускать современные мегасуда. Работа по расширению началась в 2007 за $5.25 миллиарда, что позволит каналу принимать суда класса post-Panamax. Эти суда превышают размеры так называемых Panamax, построенных в соответствии с размерами канала. Расширенный канал сможет пропускать грузовые суда, перевозящие 14,000 20-футовых контейнеров, что почти в три раза превосходит настоящий объем. Проект расширения будет закончен в конце 2015, но канал все еще не сможет пропускать некоторые самые гигантские суда-контейнеровозы.

Интересный факт
Приблизительно 236,4 миллионов литров пресной воды используются для прохода одного судна через панамский канал. Вода прибывает из озера Гатун, сформированного во время строительства канала путем перекрытия реки Чагрес. С площадью в 262 квадратных километра, Гатун был однажды самым большим искусственным озером в мире.

Панамский канал

Панамский канал - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама.


Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), общая ширина - 150 метров (ширина шлюзовых камер 33 метра), глубина - 12 метров. Официально открыт 12 июня 1920 года.


Проход судов через шлюзовые камеры. Шлюзы в две полосы, шириной по 33,5 м каждая. Длина шлюзовой камеры 305 м


Несмотря на официальное открытие канала в 1920 году, первым судном, прошедшим через него, был американский пароход "СС Анкона" 15 августа 1914 года

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.


Невероятная сложность и масштабность для того времени проекта запечатлена на фото 1912 года


Морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км

Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax.


Стандарт Panamax предполагает максимальные размеры судна: длина - 965 футов (294,13 м), ширина – 106 футов (32,31 м) и 39, 5 футов (12,04 м) - глубина посадки при загрузке

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн т груза. (5% мировых океанских грузоперевозок). Канал перегружен, поэтому очередь прохода по нему продаётся на аукционах. Суммарная плата за проход судна по каналу может достигать 400 000 долларов. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.



В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней.



В июле 2014 года был объявлен окончательный маршрут Никарагуанского канала, соответствующего по ширине и глубине параметрам современных судов и призванного стать альтернативой Панамскому.


Предлагавшиеся трассы Никарагуанского канала. Строящийся канал пройдёт по зелёной ветке

Трудно представить себе человека, никогда не слышавшего это словосочетание. Панамский Канал — это наверное самое интересная достопримечательность в Панаме, многие едут сюда только для этого. Я не буду грузить вас всякими цифрами и умными фразами о том какой длины Панамский Канал или сколько пресной воды вытесняется в море при проходе одного судна, просто опишу как это выглядит со стороны обычного зрителя: как добраться, где купить билет, куда идти и все с том же духе…

Как добраться до Панамского Канала

Из Панама-сити лучше всего до Панамского Канала добираться на такси, как бы это глупо не звучало. Из центра города до Мирафлореса (Miraflores) — так называется место, где находится смотровая площадка для туристов для осмотра Панамского Канала, цена такси будет составлять не более 10 USD. Если просят больше, то вас хотят обдурить, т.к. 10 USD для Панамы — огромные деньги.

А вот обратный путь лучше проделать на рейсовом автобусе (MetroBus), который стоит 0.25 USD, платить водителю, остановка находится прямо у выхода из вестибюля Панамского Канала (Centro De Visitantes), который довезет Вас аккурат до терминала Албрук, из которого с помощью метро, автобуса или такси вы сможете добраться туда куда вам нужно. . Суть в том, что таксисты обнаглели и хотят за обратный путь от канала до города какие-то запредельные суммы 25-30 USD.

Если ехать на канал на автобусе, то надо сначала добраться до Албрука, там купить карточку за 2 USD на MetroBus, зарядить ее, и сесть на автобус фирмы MetroBus до Мирафлореса. Автобус будет ехать около 2 часов, в этом то самая загвоздка, что такси едет намного быстрее,

Совет: из Панамы до канала лучше ехать на такси, обратно на автобусе MetroBus.

Сколько стоит посещение Панамского Канала

После того как вы приедете, увидите надпись Centro De Visitantes, надо подняться справа по лестнице к смотровым докам, здесь будут билетные кассы.

Стоимость входных билетов представлена на плакате справа от касс. Как видно для иностранцев стоимость составляет 15 USD, для детей от 6 до 12 лет — 10 USD.

Входной билет дает право находиться на территории смотровых доков целый день до закрытия т.е. с 9.00 до 16.15. В цену билета входит посещение всех открытых залов, смотровой площадки, музея Панамского Канала и просмотр 3-Д фильма про историю и строительство Панамского Канала. Расписание сеансов на испанском и английском языках.

И гвоздем музея является полностью интерактивная кабина большегрузного судна, которое проходит шлюзование по Панамскому Каналу в режиме реального времени. Очень интересно посмотреть, чувствуешь себя капитаном.

Далее все идут туда, зачем сюда приехали — к смотровых площадкам, чтобы смотреть шлюзование. Смотровых площадок здесь две: одна чуть ниже, другая — этажом выше. В принципе без разницы откуда смотреть, видно отовсюду хорошо. Смотровые очень большие, недостатка места нет.

Со смотровой площадки прекрасно видно шлюзовые камеры.

На самом деле многие, кто приезжает смотреть Панамский Канал, часто на этом месте и заканчивают свой осмотр, так и не увидев проходящих шлюзование судов. Т.к. судна можно ждать несколько часов, иногда шлюзование происходит ночью, когда никого из туристов естественно нет. Нам повезло, мы увидели шлюзование хоть и не большегруза, но по крайней мере шлюзовались маленькие яхт и один прогулочный кораблик, их специально собрали всех вместе, чтобы не спускать шлюз несколько раз.

Потихоньку вода спускается со шлюза, до тех пор пока уровни воды не станут одинаковыми.

Затем открываются гермостворки…

На других этажах можно купить различные сувениры касательно Панамского Канала и, конечно, же панамские панамы.

Хочу отметить, что сувениры довольно дорогие.

В целом Панамский Канал — очень понравился, действительно грандиозное техногенное сооружение, созданное человеком. Очень интересно и познавательно.

Справка

  • Панамский Канал соединяет Тихий океан с Карибским морем и Атлантическим океаном
  • Среднее время прохода судна по каналу около 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут
  • Максимальная пропускная способность канала 48 судов в сутки
  • Цена входного билета 15 USD
  • Время на посещение: зависит от ваших интересов, а так в среднем 3-4 часа
  • Как добраться : из Панамы до канала на такси за 10 USD, обратно на автобусе (MetroBus) за 0.25 USD до терминала Албрук, далее на метро.

Идея соединить два океана искусственно вырытым каналом возникла еще в XVI в. у испанских конкистадоров. Однако против этой идеи высказался испанский король Филипп II. И прошло 300 лет, прежде чем о канале заговорили снова. Фердинанд де Лессепс, окрыленный успешным строительством Суэцкого канала, задумал таким лее образом соединить Тихий и Атлантический океаны. В 1881 г. он начал работу, но на этот раз ему было суждено потерпеть неудачу. Амбициозный проект пришлось закрыть всего через семь лет после его начала. Созданный для строительства консорциум потерпел финансовый крах.

В 1902 г. люди, выкупившие то, что осталось от хозяйства консорциума, перепродали его США за 40 млн долларов. В то время Панама все еще оставалась под юрисдикцией Колумбии. Это не позволяло американцам просто явиться и начать копать свой канал. Президент Теодор Рузвельт поддержал панамских борцов за независимость и привел их к победе. К 1903 г. Панама стала независимым суверенным государством, и работы можно было возобновить. Первый корабль прошел через новый Панамский канал 15 августа 1914 г. Согласно договору между Панамой и США Панамский канал должен был «навечно» оставаться собственностью Штатов.

Протяженностью около 80 км, Панамский канал проходит через город Колон на атлантическом берегу и искусственное озеро Гатун на тихоокеанском берегу. Благодаря каналу морской путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка вместо 26 000 км стал составлять всего 10 000 км. Уровень воды в Атлантике всего на 24 см ниже, чем в Тихом океане. Однако из-за неровного гористого ландшафта судам приходится миновать на своем пути 3 шлюза, чтобы подняться на 26 м до уровня озера Гатун. Канал достаточно широк, чтобы корабли могли двигаться навстречу друг другу практически без задержек. Размеры шлюзов ограничивают параметры судов, которые могут пройти через канал, и морякам эти цифры известны как «Панамакс». Корабли должны быть не более 294 м в длину и 32 м в ширину, чтобы удовлетворять типу судов «Панамакс». Также они должны иметь осадку не более 12 м.

С тех пор как Панамский канал открылся в 1914 г., зафиксировано более миллиона прошедших через него судов - из них 14 000 только за 2005 г. Хозяева Панамского канала получают плату за все проходящие по нему суда. Когда в 2000 г. США уступили правительству Панамы право контроля над каналом, ответственность за поддержание его в исправном состоянии легла на плечи государства Панамы. Сборы в зависимости от габаритов судна и веса его груза составляют в среднем до 2 млрд долларов в год. Однако уже ни для кого не секрет, что пропускная способность канала не удовлетворяет запросы современного судоходства. Возросло не только число судов, совершающих плавание из Штатов в Азию и обратно: возросли и их размеры. Габариты судов, так называемого постпанамского класса, не позволяют им проходить через канал. Поэтому планируется модернизировать канал к 2014 г.

Даты

  • 1881: французский консорциум начинает строительство канала.
  • 1902: Остатки французских активов перекуплены США за 40 млн долларов.
  • 1903: Панама получает независимость, и работы по строительству возобновляются.
  • 15 августа 1914: По каналу открыто судоходство.
  • 1920-1999: Каналом владеют США.
  • 1 января 2000: США уступают право собственности Панаме. ФАКТЫ
  • Протяженность: Длина канала 80 км, стремя шлюзами.
  • Плотность движения: С 1914г. зафиксировано около миллиона судов, прошедших по каналу. Средняя величина сборов за проход за год - 2 млрд долларов. Ежедневно через канал проходит до 45 судов.

Строительство Панамского канала стало одной из важнейших вех в мореплавании. Введенный в эксплуатацию в 1920 году (первое судно прошло по нему в 1914, но из-за схода оползня осенью того года, официальное движение было открыто лишь шестью годами позже), канал в несколько раз сократил путь между портами Тихого и Атлантического океанов - прежде, чтобы попасть из одного океана в другой, судам нужно было огибать Южную Америку аж вокруг мыса Горн. Сегодня Панамский канал — один из главных мировых морских путей, через который ежегодно проходит около 18 тысяч судов (нынешняя пропускная способность канала - 48 судов в сутки), что составляет значительную часть мирового грузооборота.

История Панамского канала уходит корнями в XVI столетие, когда испанец Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью - так было открыто, что территория современной Панамы является лишь узкой полоской земли между океанами. В 1539 году испанский король направил разведочную экспедицию для изучения возможности строительства водного пути через Панамский перешеек, но экспедиция доложила королю, что эта затея нереализуема.

Первая реальная попытка строительства Панамского канала была предпринята французами в 1879 году под руководством Фердинанда де Лессепса, дипломата и руководителя проекта Суэцкого канала, который был открыт незадолго до этого, в 1869 году. Но строительство Панамского канала было куда более сложной задачей. В 1889 году французский проект обанкротился - слишком сложным был вызов, который бросили панамские джунгли со своими тропическими ливнями, непроходимыми болотами и вместе с тем скальными грунтами, наводнениями и, что самое страшное, смертельными эпидемиями малярии, желтой лихорадки, чумы, тифа и других болезней, унесших жизни около 20 тысяч человек в первую кампанию.

Тогда за строительство Панамского канала взялись Штаты. США были заинтересованы в сокращении водного пути из портов Калифорнии к своему атлантическому побережью, а главное, Панамский канал имел колоссальное военное значение — он позволял практически мгновенно перебрасывать флот из одного океанского бассейна в другой, что значительно увеличивало мощь и мировое влияние Штатов. В 1903 году США выкупили панамский проект у французов, обеспечили Панаме независимость от Колумбии, не желавшей предоставлять американцам зону канала в, по сути, бессрочное пользование, после чего подписали формальный договор с новым панамским правительством (которое представлял опять-таки француз Филипп-Жан Бюно-Варилья, бывший одним из главных участников обанкротившегося первого проекта). Договор предоставлял Соединенным Штатам 5-километровую зону по каждую сторону от канала в бессрочное пользование (то есть, по сути, навсегда) и исключительное право занимать территории вне этой зоны в рамках любых мероприятий по охране водного пути. Таким образом, объявление канала нейтральным и гарантия свободного прохода через канал военных и торговых судов всех наций как в мирное, так и в военное время уничтожалось американской оговоркой, что эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США сочтут необходимым принять для защиты Панамы и поддержания порядка в канале. Фактически при войне, в которой участвовали бы США, их военные укрепления неизбежно лишали другую воюющую сторону возможности использовать канал на равных началах.

Главным инженером Панамского канала стал Джон Фрэнк Стивенс. Учтя ошибки французов, американцы в первую очередь предприняли колоссальные меры по дезинфекции зоны строительства и предотвращению тропических болезней. Был изменен и проект — по проекту французов Панамский канал, как и Суэцкий, предполагалось строить в одном уровне с океанами, без шлюзов. Это требовало колоссальнейшего объёма земляных работ на водораздельном участке трассы. Американские инженеры изменили проект и предложили шлюзованный канал с тремя ступенями шлюзов с каждой стороны и водораздельным участком на высоте 26 метров над уровнем океанов. На водоразделе было создано водохранилище Гатун, в которое суда с атлантической стороны поднимались в шлюзах Гатун, а с тихоокеанской — в шлюзах Педро Мигель и Мирафлорес.

Панамский канал был открыт в 1920 году и долгие годы оставался под контролем США. В зоне канала находились десятки американских военных баз, работало около 50 тысяч военных и гражданских специалистов. Со временем в Панаме начали всё больше нарастать недовольства относительно этого, и в 1977 году был подписан договор о постепенной передаче Панамского канала от США к Панаме. Реально этот процесс занял более двух десятилетий, и окончательно зона канала перешла во владение Панамы 31 декабря 1999 года.

Длина канала 81,6 километров, из которых 65,2 км собственно по суше и ещё 16,4 подходных километров по дну Панамской и Лимонской бухт до глубокой воды. Суда, размеры которых позволяют проходить через Панамский канал, называются судами класса «Panamax». Этот стандарт являлся основным для морских судов вплоть до начала 1990 годов, когда началось активное строительство судов класса «Post-Panamax» (в основном, танкеров), размеры которых больше, чем размеры шлюзов Панамского канала. Сегодня стоимость одного прохождения Панамского канала зависит от типа и размеров судна и составляет от 800 долларов для небольшой яхты до 500 000 долларов для самых больших судов. Были и забавные случаи — так, в 1928 году со знаменитого американского путешественника Ричарда Халлибартона, проплывшего через канал из одного океана в другой, взяли 36 центов. :)

Панамский канал сегодня — это не только одно из важнейших в мире транспортных соединений, но и главная туристическая достопримечательность Панамы. При Панамском канале сейчас действует крупный туристический центр при шлюзах Мирафлорес, где с нескольких специальных смотровых площадок можно посмотреть шлюзы и проходящие их суда, при этом по громкоговорителю рассказывается про каждое судно, его маршрут следования и что оно перевозит. Есть и другие туры — на автобусах вдоль канала, по железной дороге, прогулки на небольших катерах; в рамках некоторых стандартных круизов по Карибам круизные суда через шлюзы Гатун поднимаются на Атлантический склон канала до водораздельного участка и затем возвращаются обратно в Карибское море (а желающие туристы могут пройти остальную часть Панамского канала на катерах в рамках экскурсии). Но, безусловно, самый лучший, уникальный и энтузиастский способ посмотреть Панамский канал — это пройти его полностью транзитом на круизном судне, перейти по нему из Атлантического океана в Тихий (или наоборот) и продолжить круиз далее в совсем другом океанском бассейне. Абсолютно все, даже самые бывалые путешественники готовятся к прохождению Панамского канала совершенно по особенному.

Непосредственно прохождение Панамского канала занимает в среднем порядка 9 часов, не считая времени ожидания судов на огромных морских рейдах с каждой из сторон. Круизное судно, естественно, идёт чётко по расписанию, и направляется в канал сразу, вне очереди. «Zaandam» подходит к зоне Панамского канала примерно в 5 утра. Вход в просторную подходную акваторию Панамского канала со стороны Карибского моря обозначен мощными маяками и защищён многокилометровыми дамбами. У входа в канал на рейде в ожидании своей очереди стоят десятки судов всех размеров и мастей, ярко освещенные в ночи. А на берегу залива находится город и порт Колон, с огромным контейнерным терминалом. Такой же контейнерный терминал располагается и с другого входа в канал — таким образом, контейнеровозы класса «Post-Panamax» (то есть размеры которых больше шлюзов Панамского канала) разгружаются в этих входных портах, контейнеры с грузом перевозятся по проходящей вдоль канала железной дороге, а затем по другую сторону погружаются на новые суда и продолжают маршрут. Также железная дорога между портами используется и для частичной разгрузки крупных контейнеровозов, проходящих по каналу, для уменьшения их осадки.

1. Пять утра, только-только начинает светать, но большинство туристов уже на ногах: вход в Панамский канал — одно из центральных событий круиза! Заходим в подходную акваторию, с борта в предрассветных сумерках видны огни порта Колон.

4. Приняв на борт группу лоцманов, направляемся ко входу — со стороны Карибского моря Панамский канал начинается трёхступенчатой лестницей шлюзов Гатун, в которых суда поднимаются с уровня Атлантического океана на водораздельный участок канала.

5. Слева от действующих двухниточных шлюзов, начиная с 2007 года строится дополнительная третья нитка шлюзов Панамского канала.

Они будут значительно больше существующих и позволят увеличить максимальные размеры и осадку судов, которые могут ходить через канал. Если нынешние шлюзы имеют размеры 304.8 х 33.5 и глубину 12.8 метров, то новые — соответственно 427 х 55 х 18.3. Помимо строительства второй очереди шлюзов, сейчас ведется расширение и углубление фарватера на водораздельной выемке Кулебра (Culebra), для того, чтобы на всём протяжении канала стало возможным двустороннее движение судов (сейчас движение и шлюзование на Панамском канале по сути одностороннее — сначала идёт группа судов в одном направлении, потом в обратном, а расходятся суда на более широких озёрных участках трассы). После окончания этой масштабной реконструкции пропускная способность Панамского канала удвоится.

6. Старые и новые шлюзы Панамского канала

9. Продольный профиль Панамского канала

11. В 6-30 утра подходим к шлюзам Гатун. Движение судов по одному из самых важных транспортных соединений мира идёт непрерывно, с носа «Заандама» хорошо видно, как перед нами по лестнице шлюзов поднимаются четыре судна, по два в каждой нитке.

12. На берегу канала стоят огромные ворота для строящихся шлюзов второй очереди — они изготовлены в Италии и были доставлены на канал недавно, в конце августа 2013 года.

13. Подходим к первому шлюзу. Неповоротливые морские суда перемещаются из камеры в камеру с помощью специальных локомотивов, к которым крепятся и натягиваются швартовы. Локомотивы с закрепленными к ним натянутыми швартовами сопровождают судно с четырёх сторон (у носа и кормы с каждого борта) — таким образом, осуществляется идеально чёткий заход огромных морских судов в совсем небольшую по сравнению с их размерами камеру. Швартовы с локомотивов на борт судна подаются с помощью лодки.

14. Швартовы закреплены — поехали! :)

15. Заходим в первую шлюзовую камеру — суда поднимаются из Карибского моря на водораздельный участок в трёхступенчатых шлюзах Гатун. Общая высота подъёма — 26 метров. Соответственно, чуть менее девяти метров на ступень. Но с борта огромного морского лайнера этот девятиметровый перепад не воспринимается значительным.

16. На палубах невероятный ажиотаж!

17. После того, как в 1999 году Соединенные Штаты окончательно ушли с Панамского канала, уникальное сооружение полностью самостоятельно содержится и обслуживается Панамой. Канал в надёжных руках! :)

18. Локомотив, заводящий судно с кормы с правого борта, ловко взбирается наверх. Сейчас закроются ворота, и начнётся шлюзование.

19. Поднявшись в первой, переходим во вторую камеру.

20. В шлюзах Гатун установлена одна из вебкамер Панамского канала, которые в режиме реального времени транслируют картинку в интернете. В этот момент многие мои друзья и коллеги смотрят, как мы идём по шлюзам. Вот так выглядит медленно поднимающийся по атлантическому склону Панамского канала «Zaandam» со стороны. :)

21. Закончив шлюзование в третьей камере, «Zaandam» поднимается на уровень водораздельного участка канала. С кормы открывается потрясающий вид уходящей вниз лестницы шлюзов и поднимающихся по ней за нами судов. Дух захватывает! Далеко внизу расстилается простор Карибского моря. А нам — в Тихий океан. До свидания, Атлантика! :)

24. Поднявшись в шлюзах Гатун, судно попадает в одноимённое озеро. Озеро Гатун — на самом деле крупное водохранилище, образованное на водоразделе крупной дамбой на реке Чагрес (Chagres), которая хорошо видна справа по борту.

Из озера Гатун происходит питание канала водой. Подобные каналы, у которых водоём, питающий их водой, находится на водораздельном участке, с которого вода самотёком распределяется на оба склона, называются каналами с естественным питанием (самотёчные). В нашей стране это Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы.

25. На озере Гатун находится ещё один рейд судов, ждущих своей очереди в шлюзы и ожидающих окончание шлюзования тех, кто идёт навстречу. Когда будет введена в строй вторая очередь Панамского канала, движение на всей длине трассы станет полностью двусторонним.

26. Путь по водохранилищу Гатун составляет примерно половину всей длины Панамского канала. Любуемся с палубы окружающими пейзажами экваториального пояса.

29. Фарватер неширок и довольно извилист. Водная дорога отмечена специальными буями.

30. На водохранилище Гатун происходит расхождение судов, идущих во встречных направлениях. Навстречу идёт караван судов, с утра прошедший шлюзы тихоокеанского склона и сейчас направляющийся в сторону атлантического склона канала. Совсем рядом проходят крупные танкера, сухогрузы, контейнеровозы...

35. С мостиков встречных грузовых судов тоже с интересом рассматривают «Zaandam». Прохождение круизных судов через Панамский канал — достаточно редкое событие.

36. Слева по борту видно впадение реки Чагрес, которую пересекает мост. Водохранилище Гатун на этом заканчивается. Далее трасса канала проходит в искусственно прорытой выемке Кулебра (Culebra cut).

37. Вдоль трассы Панамского канала проходит железная дорога, по которой перевозятся контейнеры от атлантического порта к тихоокеанскому и наоборот. Иногда по ней курсируют и туристические поезда.

38. Идём выемкой Кулебра — самой узкой частью Панамского канала.

39. На некоторых участках суда идут по каналу в сопровождении буксиров. На Панамском канале их работает целая специальная флотилия.

40. В том месте, где выемка Кулебра пересекает высокую горную гряду, берега поднимаются ступенями круто вверх, а вдали уже виден вантовый мост Столетия (Centennial Bridge). Он был построен в 2004 году и стал вторым постоянным мостом через канал. Между прочим, мосты через Панамский канал соединяют два континента — не будем забывать, что Панамский канал не только связывает два океана, но и разделяет две Америки. Девиз Панамы и Панамского канала, «A Land Divided - A World United», думаю, понятен и без дополнительного перевода. Сейчас по правому борту у нас Северная Америка, а по левому — Южная. :)

41. Вздымающиеся каменными уступами и укреплённые мощными анкерами склоны выемки в этом месте напоминают какие-то фантастические пирамиды Майя. В принципе по своей грандиозности Панамский канал вполне сопоставимое с ними сооружение. Объем скального грунта, разработанного при создании выемки Кулебра, по объёму равен 63 пирамидам Хеопса в Египте.

43. Вскоре за мостом водораздельный участок канала заканчивается и начинается спуск к Тихому океану, который суда также преодолевают тремя 9-метровыми ступенями. Но тихоокеанский склон чуть более пологий — если на атлантическом склоне все три ступени находятся подряд в шлюзах Гатун, то здесь две группы шлюзов — Педро Мигель (1 ступень) и Мирафлорес (2 ступени), разделенные небольшим промежуточным бьефом. Итак, заходим в шлюзы Педро Мигель.

44. Примерно такой же вид открывается и с капитанского мостика. В этом ракурсе хорошо видно, насколько узка шлюзовая камера по сравнению с колоссальными габаритами океанских судов. Даже при наличии направляющих судно локомотивов, от судоводителей здесь требуется ювелирная точность. Все суда идут по каналу с группой местных лоцманов.

46. В параллельную камеру локомотивы заводят танкер «Emerald Express».

47. В это время на его палубах.

48. Закончив шлюзование в шлюзах Педро Мигель, «Zaandam» выходит в небольшое озеро Мирафлорес, как и озеро Гатун, образованное плотиной. Здесь нам придётся немного подождать — по параллельной нитке шлюзов навстречу нам тащат огромный плавучий кран, и в течение некоторого времени суда идут только по одной нитке.

49. Выходим в акваторию и останавливаемся. Придётся подождать полчаса, пока идущее перед нами судно прошлюзуется в двух камерах, и наступит наша очередь.

50. Идущие за нами суда также ждут — небольшая пробка! :)

51. Слева видна плотина на реке, образовавшая водохранилище Мирафлорес.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png