Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Сущность, социальные функции и направления анимационной деятельности на туристских предприятиях. Подготовка и проведение анимационных программ в гостиницах и центрах отдыха. Организация работы и структура анимационной службы гостиничного предприятия.
реферат , добавлен 15.10.2010
Анимация как элемент анимационных программ. Классификация туристов, типы личностей по отношению к проведению досуга. Работа с разными возрастными группами отдыхающих. Структура анимационной службы гостиницы, технология создания анимационных программ.
курсовая работа , добавлен 18.06.2013
Теоретическая основа отдыха и организации культурно-досуговой деятельности в детских оздоровительных учреждениях. Воспитательная работа, методика подготовки и проведения спортивного мероприятия или коллективной игры. Физическая и туристская подготовка.
курсовая работа , добавлен 26.06.2011
Специфика и значимость игры в туристской анимационной деятельности для детей. Разработка игровой анимационной программы для детей на основе анализа региональной анимационной деятельности в туристской сфере и потребностей клиентов в анимационных услугах.
дипломная работа , добавлен 11.06.2014
Подходы к существующим определениям понятия "экскурсия", ее функции и признаки. Анализ вопросов, входящих в круг организации экскурсионной деятельности. Виды и технология реализации анимационных программ. Разработка экскурсии с элементами анимации.
курсовая работа , добавлен 22.01.2015
Особенности анимации в туризме - деятельности по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Изучение сущности анимационных программ, которые включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, хобби.
реферат , добавлен 14.07.2010
Теоретическое обоснование роли анимационных технологий в современном молодежном туризме. Совершенствование организации анимационных программ в молодежном туризме в Калининградской области. Характеристика инфраструктуры и опыта организации туров.
дипломная работа , добавлен 05.10.2006
Особенности организации досуга молодежи, лиц "третьего возраста" и лиц с ограниченными возможностями. Современная социокультурная анимация. Основные культурно-досуговые центры Франции. Культурно-познавательные и экскурсионные анимационные программы.
курсовая работа , добавлен 05.07.2014
Классификация туристской анимации с точки зрения потребностей клиента
Список данных потребностей может быть достаточно большим. Это обусловлено тем, что туристы, уезжающие отдыхать, могут подразумевать под этим различные виды досуга. Согласно этому принципу в ходе практики туристского обслуживания сформировались нижеизложенные виды анимационной деятельности.
- Анимация в движении – целью данного вида является удовлетворение потребности человека в двигательной активности в сочетании с приятными эмоциями и впечатлениями.
- Анимация через переживание – удовлетворение потребности в ощущениях новизны и неизвестности, в предвкушении неожиданных препятствий, которые необходимо преодолеть, в новых открытиях и общении.
- Анимация через общение – удовлетворение потребности в знакомстве с новыми и интересными людьми, в анализе внутреннего мира людей и самоанализе при общении с ними.
- Анимация через успокоение – удовлетворение потребности человека в переключении от повседневной реальности при помощи успокоения и уединения, контакте с природой.
- Культурная анимация – удовлетворение потребности людей в совершенствовании своего духовного мира путем соприкосновения с историко-культурными памятниками региона прибытия.
- Творческая анимация – удовлетворение потребности человека в творческой деятельности, в возможности раскрыть свой творческий потенциал, в общении с близкими по духу людьми через совместную творческую работу.
Анимационные программы, понятие технологии анимации
В ходе разработки анимационных программ согласно вышеизложенным видам анимации используется комплексный подход. Это значит, что все виды анимации могут являться отдельными компонентами, из которых в итоге перечисленные виды анимации являются составляющими элементами программ, которые создаются с их учетом.
К примеру, анимационные программы, носящие исключительно развлекательный характер, могут состоять также из спортивных игр, упражнений и соревнований.
Замечание 2
Объединение различных видов анимации предоставляет возможность анимационным программам быть более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому сочетании туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший результат в восстановлении здоровья.
Определение 1
Технология анимации – это комплекс приемов работы аниматора, организацию этого труда, привлечение необходимого инструментария и техники.
Процесс разработки и предоставления анимационных программ – сложная и разноплановая работа, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
- создать анимационную программу,
- осуществить экономический расчет стоимости программы,
- провести рекламную кампанию,
- реализовать разработку,
- осуществить творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующей оценкой.
Элементы технологии создания анимационных программ
Технология разработки анимационной программы включает несколько взаимосвязанных подсистем, таких как:
- организационную подсистему, подразумевающую объединение работы как анимационной команды экономического, технического, рекламного отделов;
- инструкторско-методическую подсистему, в ходе которой создаются и перерабатываются сценарии мероприятий, разрабатываются тексты экскурсий, подбираются спортивные занятия, составляются маршруты походов с дальнейшей разработкой методических рекомендаций учетом общего опыта;
- режиссерскую подсистему, где осуществляется распределение ролей, создается план репетиций, осуществляется постановка;
- техническую подсистему, обозначающую подготовку площадки, где будут проводиться мероприятия, находится реквизит и декорации, настройку освещения и музыкального сопровождения, подбор костюмов и прочее.
Замечание 3
Все подсистемы формируют систему технологии, которая служит базой для работы анимационной службы.
Технологический процесс разработки анимационной программы включает следующие элементы:
- объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (коллективы людей и отдельные личности);
- субъект деятельности: руководители, специалисты анимационной службы;
- собственно анимационная деятельность (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами.
Каждый элемент технологического процесса активно взаимодействует и оказывает влияние на другой, образуя единую систему. Главным элементом данной системы являются люди, туристы, гости как объекты анимационной деятельности. Программы разрабатываются с учетом удовлетворения их духовных и физических потребностей. Что требует от специалистов постоянного изучения потребительского рынка, его настроений, интересов и запросов.
Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга.
Анимация является одним из направлений культурно-досуговой деятельности. Оно имеет определенную рекреационную функцию - это повышение удовлетворенности отдыхом, более скорое и полное восстановление моральных и физических сил. Под культурно-досуговой деятельностью понимается специфическая активность людей, проявляемая ими во время досуга.
Социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и должна способствовать раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогатить его новыми знаниями и навыками, помочь преодолеть имеющиеся у человека комплексы и включить его в реальное действие. В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:
Осуществляется в свободное время;
Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
Обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;
Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
Отличается глубокой индивидуальностностью;
Носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации. Туристская анимация основана на личных контактах аниматора (менеджера туристской анимации) и туриста, на человеческой близости, совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туристского комплекса.
Анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта и роста доходности туристического бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг. Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристского комплекса (отеля, круизного теплохода и т. д.).
Организация такой деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.
При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также готовность участия туристов в различных действиях.
В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ необходимо выделить следующие функции туристской анимации:
Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека;
Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;
Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.
2. Основные направления анимации в туризме
Основные направления анимационной деятельности, предлагаемые туристам (анимационные программы, театрализованные представления, анимация в тематических парках и др.) отражены в табл. 1.
Анимационные программы событийного туризма, театрализованные представления и организация развлечений в тематических парках часто выступают в качестве основной содержательной части турпакета, являются целью путешествия.
Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).
Спортивная анимация в силу огромного разнообразия возможных предложений и большой востребованности может использоваться для самого широкого спектра задач, стоящих перед работниками туристской отрасли - от разработки программы путешествия до выполнения роли своеобразного спасательного средства при неблагоприятных погодных условиях (холодное ветреное море, бесснежная зима на лыжном курорте и т. п.), при задержках транспорта и других неприятностях.
Та б л и ц а 1. Основные направления анимационной деятельности
Анимационные программы | Театрализованные представления | Анимация в тематических парках | Спортивная анимация | Гостиничная анимация |
Праздничные мероприятия Карнавалы Маскарады Фестивали Конкурсы Ярмарки | Народные праздники Ролевые игры Рыцарские турниры Костюмированные балы Спектакли в исторических интерьерах | Аттракционы Встречи со сказочными героями Встречи с героями мультфильмов Посещение экзотических стран Путешествия в прошлое и будущее и т.д. | Альпинизм Скалолазание Стрельба из лука Аквапланирование Бадминтон Езда на велосипеде Посещение тренажерных залов Кегли Боулинг Картинг Водные виды спорта и др. | Азартные игры (казино, игровые автоматы) Дискотеки Концерты Творческие ателье Бани, сауны Фитнесс Кафе, бары Дартс и др. |
Гостиничная анимация призвана в первую очередь выполнять рекламную функцию. В этом случае задача аниматоров, состоит в том, чтобы обеспечить повторное посещение туристами данного туристского комплекса (отеля) и сделать своих клиентов своеобразными носителями своей рекламы.
Выделение направлений анимации условно, так как реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер и содержат определенные элементы различных видов анимации. Такое сочетание делает анимационные программы более интересными и насыщенными, а наличие спортивной составляющей способствует восстановлению и укреплению здоровья, обеспечивая наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.
Анимационные программы событийного туризма охватывают наиболее широкие сегменты туристского рынка и находят любителей независимо от возраста, пола, национальности и образования. Некоторым образом ограничения могут возникнуть в связи с различной платежеспособностью туристов. Данное направление анимации требует значительных финансовых затрат, привлечение большего количества специалистов, проведение рекламы.
Театрализованные представления часто используют местные возможности и особенности. В качестве примера можно привести оперные спектакли в интерьерах Выборгского замка и Ивангородской крепости. Этот вид анимационной деятельности требует дополнительного привлечения профессионалов и рекламного продвижения мероприятия. Данное анимационное направление имеет более узкий спектр ценителей. Чаще всего это более молодые и более образованные потребители.
Анимация в тематических парках пользуется наибольшей популярностью у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Причем основными посетителями подобных парков, более всего рассчитанных на детей, являются взрослые и в основном зарубежные туристы. Данный вид анимации требует большего числа персонала службы анимации.
Спортивная анимация - широчайший спектр предложений, причем кроме туристов, занимающихся спортом систематически, редко кто из туристов отказывается от пробы своих сил в том или ином спортивном развлечении. Спортивная анимация требует соответствующей материально-технической базы и подготовленных инструкторов.
Гостиничная анимация зависит от размера отеля, количества персонала, наличия отдельной службы анимации, материально-технической обеспеченности.
3. Понятие «костюмированные туры». Какие костюмированные туры вы могли бы предложить в своем регионе?
Костюмированные туры – это одно авангардное направление анимационного туризма. Это м.б. например, туры с отдыхом на американском ранчо, где туристы получают одежду, снаряжение ковбоев, обучаются езде на лошади, питаются пищей ковбоев. В Вене традиционно проводятся профессиональные балы, которые могут посетить и туристы. Балы офицеров вооруженных сил Австрии, фармацевтов, охотников, кондитеров, прачек. Посетители этих балов могут взять напрокат платья и костюмы, стилизованные под XIX век. Наблюдается тенденция увеличения спроса на данные виды туров.
Шоу-музеи представляют собой музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи. Примерами таких музеев являются: музей английских
переселенцев в г. Плимуте (США), музей под открытым небом «Скансен» в
Стокгольме. Это – фольклорная шведская деревушка, где в старинных городских и деревенских домах, перевезенных сюда из разных регионов Швеции, можно увидеть интересные сувениры и народные ремесла, а на улицах «Скансена» – встретить прохожих в старинной шведской одежде.
б) Внемузейные виды интерпретации:
− традиционные праздники, фестивали, карнавалы;
Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (anima-воздух, ветер, душа; animatus-одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, вовлечение в активность.
Анимация-это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых, тоже преследующая цель- продвижение туристического продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.
Гостиничная анимация является одним из эффективных средств привлечения гостей в отель. Она влияет и на позитивную оценку работы отеля в целом. Это своеобразные дополнительные услуги клиенту, цель которых пробудить в них положительные эмоции, почувствовать удовлетворение от отдыха и желание приехать в этот отель еще раз.
Туристская анимация- это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участи их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Это разновидность туристической деятельности, осуществляемой в туркомплексе, отели, круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Туристская анимация - это наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии, важнейшая часть турпродукта. Конечной целью туристской анимации является удовлетворенность туриста отдыхом - его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации .
Предпосылками возникновения туристской анимации являются негативные последствия индустриализации и урбанизации (таб. №1).
Таблица 1. Предпосылки возникновения туристской анимации
Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психологическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби).
Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественных случайных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.
Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психологическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть в кругу друзей в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги.
Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного молодого человека, характера ее трудовой и учебной деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению ее потребностей в отдыхе и соответственно к изменению содержания туристского продукта. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.
Простые формы анимации всегда являлись ограниченной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги в разных странах, а также в результате отклика турпредприятий на спрос.
Технико-технологический прогресс позволял создать необходимое материально-техническое оснащение анимационных программ. В эти годы уже большинство западных туристов не привлекали туры и программы путешествий, предлагающие только проживание, питание и некоторый набор экскурсий. Возникла необходимость в разработке новой философии рекреационной деятельности в туркомплексах и гостиницах (от курортных до деловых и конгрессных), в разнообразии форм и программ. Питание как услуга, например, приняло следующие виды: диетическое питание, питание плюс медицинский контроль, приготовление пищи с участием туриста, лечебное питание, дегустация блюд, вин, праздники пива и др.
В СССР высоких вершин достигло русское чудо - самодеятельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться и в западных странах. В США мощное развитие получили клубный отдых и отдых в национальных парках среди девственной природы. Спортивные танцы, аэробика, спортивные игры, тренажеры, массажи, сауны, бани стали неотъемлемой частью гостиничных услуг.
Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отдыхающего от жизненных повседневных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.
Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.
В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:
- § адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
- § компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
- § стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
- § оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
- § информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
- § образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
- § совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;
- § рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме.
Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.
Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связанно с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Здесь мы будем говорить о туристской рекреационной и гостиничной анимации для молодежи, поэтому разграничим эти понятия.
Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводится как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».
Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах, и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечения их от повседневных забот, в повышении настроения, т.е. в восстановлении жизненных сил и энергии.
Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также активность участия туристов.
Гаранин Н.И. подразделяет туристскую анимацию на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
Первый тип. Анимационные туристские маршруты - целевые туристические поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Такая анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, научные, фестивальные, карнавальные и спортивные.
Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах) и т. д.
Третий тип. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.
С точки зрения системного подхода туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении, развлечении. Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму просто необходимы следующие виды анимации, удовлетворяющие их потребности:
- § - анимация в движении - удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;
- § - анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
- § - культурная анимация - удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
- § - творческая анимация - удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;
- § - анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.
Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.
Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.
Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).
При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Молодежь - очень активный народ, и главное для них - провести свой отдых максимально весело и интересно. К данному периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми, формируются их характеры и мировоззрения. Основными видами деятельности этого периода являются учеба и производительный труд, которые требуют большого напряжения сил. Но энергии в этом возрасте не занимать, поэтому в досуговую программу для молодых людей можно включать: КВНы, вечера и дискотеки, фестивали и шоу, аукционы, ярмарки, спартакиады, олимпиады и диспуты, театральные представления, а также различные игры.
Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.
Стратегическое планирование в анимационной деятельности, по мнению Курило Л. В. связано с решением таких задач, как:
- -разработка анимационной стратегии и концепции туристского комплекса, согласованных с его маркетинговой стратегией;
- - разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;
- - анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента и на конъюнктуру гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;
- - участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента туристского комплекса;
- - долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности, включение в бизнес-план туристского комплекса мероприятий по ее совершенствованию, .
Первые две задачи являются основными.
Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия - успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.
Создание стратегии - глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:
- - использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.
- - создание расслабляющей обстановки.
- - территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).
- - наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.
- - соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.
- - создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.
- - использования во всем единого дизайна и униформы.
В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:
- 1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.
- 2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.
- 3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.
- 4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.
- 5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).
- 6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.
- 7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.
Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.
Рассмотрим технологию создания анимационных программ. Под технологией создания анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.
Технология создания и реализации анимационных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:
Организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
Инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
Режиссерская - распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;
Техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность - это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.
Технологический процесс создания анимационных программ включает следующие элементы:
- - объект деятельности - обслуживаемые туристы, население (группы и отдельные личности);
- - субъект деятельности - руководитель, специалист анимационной службы;
- - собственно анимационная деятельность со всеми ее компонентами - процесс взаимодействия субъекта на объект.
Все элементы функционирования технологического процесса находятся в единстве взаимодействий и образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди (туристы, гости, отдыхающие). Все предназначено для удовлетворения их духовных и физических потребностей. Поэтому специалистам-аниматорам надо знать эти потребности, изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы молодежи. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата и на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.
Успех анимационной программы во многом зависит от правильно организованной рекламной кампании. Реклама, как известно, это информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. Это инструмент, с помощью которого потребителю дается информация о содержании, особенностях, привлекательности конкретной программы с целью заинтересовать его, побудить приобрести рекламируемых товар и стать участником анимационной программы. Для организации рекламной кампании необходимо:
- - рассчитать затраты на рекламу, учитывая собственные финансовые возможности, оценить получаемую от реализации программ прибыль;
- - определить потенциальных потребителей и составить их характеристику по демографическим (возраст, пол), этническим признакам, социальному статусу, уровню доходов и пр.;
- - выявить конкурентов и определить преимущества собственных программ, на которые можно обратить внимание в рекламе;
- - выбрать каналы и способы распространения рекламы.
В гостиничных комплексах на видных местах вывешиваются стенды с информацией о развлечениях, где должны быть указаны анимационные мероприятия, время их проведения и другие необходимые сообщения. Анимационную программу дня необходимо сообщать утром по гостиничному радио. В некоторых отелях, чтобы дополнительно привлечь внимание гостей к анимационным программам, по территории комплекса расхаживает клоун в разноцветном костюме и приглашает гостей на мероприятие. Важно, чтобы манера поведения клоуна была дружелюбной, а информирование велось в развлекательной форме, передающей атмосферу анимационной деятельности в гостинице.
Важное место в анимационной программе занимает игра. Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания. С помощью игры познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным функциям игры относятся:
- - коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
- - деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
- - компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
- - воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
- - педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
- - прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
- - моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
- - развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
- - релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
- - психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;
- - развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.
Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:
- - жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
- - быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
- - осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;
Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.
В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.
Игра дает молодому человеку:
- - перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни;
- - порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменят его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном мире;
- - возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;
- - элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;
- - понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;
- - компенсацию. Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;
- - физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умение ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;
- - возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;
- - стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;
- - возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить и реализовать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;
- - умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно, психологическую устойчивость. Игра снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели, создает гармонию, формирует стремление к совершенству.
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли - интеллектуальной, физической, эстетической, этической, духовной. Игра учить соотносить свою позицию с позицией другого ее участника и доставляет радость творчества, победы. Она становится мощным средством самовоспитания и самоусовершенствования.
Проанализировав данный параграф, приходим к выводу, что туристская анимация-это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении.