Содержание

Введение

1. История появления метода « Case Study ».

2. Характеристика Кейс-метода.

3. Применение метода кейсов в образовании.

Заключение

Введение

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным долгое время оставался метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнию историю. Возможно, это связано с двумя основными причинами: экономика начала серьезно изучаться в России в программах средней и высшей школы сравнительно недавно; доступ к различным информационным источникам (статистические данные, Internet и др.) появился позже, чем на западе, а имеющаяся информация порой не в полной мере отражала реальности экономической жизни.

Метод кейс – стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

Использование кейс- метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Так, например в 2003 году в Томске впервые была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейс стадии был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией Г.Н. Прозументовой. Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, в связи с чем возникла необходимость в детальном рассмотрении его в данной работе.

1. История появления метода « Case Study ».

Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл. В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения. Первый учебник по написанию ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 году при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham).

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения. Перемены, происходящие в образовании многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход проявился в смене целей и ценностей образования.

История метода кейс-стади в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса. В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании.

2. Характеристика Кейс-метода

Метод Кейсов может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Отличительная особенность Case -метода:

создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Для того чтобы учебный процесс на основе CASE был эффективным важны два момента:

Хороший CASE

Определенная методика его использования в учебном процессе.

CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Структура кейса:

Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

Комментарий ситуации, представленный автором

Вопросы или задания для работы с кейсом

Приложения

Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать четко поставленной цели создания

иметь соответствующий уровень трудности

иллюстрировать несколько аспектов жизни, не устаревать слишком быстро

иметь национальную окраску

быть актуальным на сегодняшний день

иллюстрировать типичные ситуации

развивать аналитическое мышление

провоцировать дискуссию иметь несколько решений

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Формы представления кейса:

1)- печатный;

Видео;

Мультимедиа.

2) – несколько предложений на одной странице;

Множество страниц с текстом;

Описание одного события в одной организации

История развития многих организаций за многие годы

Этапы разработки кейса:

Определение места кейса в системе образовательных целей

Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса

Построение, или выбор модели ситуации

Создание описания

Сбор дополнительной информации

Подготовка окончательного текста

Презентация кейса, организация обсуждения

Основные принципы представления кейс:

Простота

Ясность

Точность

Этапы организации занятия с использованием Кейс-метода:

1)Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: Текст КС может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

2)Этап организации совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

3)Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

Владение методом применения кейсов преподавателями сейчас очень востребовано, так кроме предметного обучения, позволяет широко формировать у слушателей так нужные современному образованному человеку навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.

Существует несколько способов заполучить «кейс», пригодный к использованию в учебном процессе.

Во-первых , можно купить готовый «кейс», если это касается студентов или обучения экономике, менеджменту, бизнесу и предпринимательству. Это стоит недорого, например, один экземпляр «кейса», разработанного в Гарварде или Дардене, стоит всего $10.

На Западе покупка и продажа подготовленных в бизнес-школах «кейсов» - это целая отрасль. Один только Гарвард производит около 700 «кейсов» в год. Полный же список «кейсов», которые можно приобрести для использования в учебном процессе включает более 7.500 наименований. Существуют даже особые организации вроде European Case Clearing House, занимающиеся распространением «кейсов». В частности, ECCH объединяет около 340 различных участников, в числе которых бизнес-школы INSEAD, IESE, Лондонская бизнес-школа».

Во-вторых, составить кейс на своем уровне понимания самим. Хорошие «кейсы», как правило, пишут опытные преподаватели или совместные с преподавателем группы студентов, аспирантов, учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по отбору содержания, по сбору фактов и цифр, разработке краткого теоретического комплекта для самостоятельного изучения темы, методических рекомендаций, задания и т.д..

На основе вышесказанного можно сформулировать определения:

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Метод case-study (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

3. Применение метода кейсов в образовании

Любой CASE дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах обучения и для различных целей.

В последнее время все более популярным становится использование CASEов не только на стадии обучения учащихся, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Студенты получают CASEы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Конечно, можно предложить студентам CASE и прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Использование CASEов в процессе обучения в школе обычно основывается на двух методах. Первый из них носит название традиционного Гарвардского метода – открытая дискуссия. Альтернативным методом является метод связанный с индивидуальным или групповым опросом, в ходе которого учащиеся делают формальную устную оценку ситуации и предлагают анализ представленного CASEа: свои решения и рекомендации. Этот метод облегчает преподавателю осуществление контроля, хотя, и позволяет некоторым ученикам минимизировать их учебные усилия (каждый учащийся опрашивается один два раза за занятие). Метод развивает у обучающихся коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. Однако этот метод менее динамичен, чем Гарвардский метод. В открытой дискуссии организация и контроль участников более сложен.

В дискуссии основным фактором является степень ее руководства преподавателем. Руководство может начаться сразу же после получения CASEа учащимися. Задавая вопросы, преподаватель направляет внимание учеников на определенную информацию, провоцируя их ответы. Он может даже уточнить какие аналитические методы должны быть использованы. Руководя дискуссией, преподаватель контролирует ее направление, добиваясь участия каждого ученика. Он может закончить дискуссию, очертив контур найденного группой решения.

В свободной дискуссии преподаватель обычно задает в начале вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы, за и против и объяснения к ним, и контролируя процесс дискуссии, но не ее содержание, ожидая в конце письменного анализа CASEа от отдельного участника или групп. Этот отчет сдается или в конце дискуссии или по истечении некоторого времени, что позволяет учащимся более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.

Case имеют ряд сходств с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают учащимся приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные не структурированные проблемы.

На первый взгляд, задача походит на CASE, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и CASEов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий учащимся возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью CASEов помогают приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. CASEы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция CASE метода - учить решать сложные не структурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом, что ярко проявляет межпредметные связи и отражает сегодняшнюю действительность, отвечая запросам сегодняшнего времени, темпа жизни, ситуации в стране и мире.

При обучении на основе кейсов «можно использовать как минимум 6 форматов:

Учитель – ученик «Перекрестный допрос»

Дискуссия между преподавателем и учеником. Мнение учащегося высказывание, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством ряда вопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений, поэтому учащемуся нужно быть предельно внимательным и глубоко знающим тему.

- Учитель – ученик. «Адвокат»

Обычно это дискуссия между учителем и учеником, но иногда в ней могут участвовать и другие слушатели. Учитель принимает на себя совершенно непригодную для защиты роль и просит учащегося (и возможно других) занять позицию адвоката. Нужно активно думать и рассуждать, располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическую информацию, личный опыт.

Учитель-ученик. «Гипотетический формат»

Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будет излагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции или рекомендации ученика по данной проблеме. Его попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во время дискуссии нужно быть открытым для возможной необходимости видоизменять свою позицию

Студент- студент, учащийся- учащийся: Конфронтация и/или кооперация.

В данном формате дискуссия ведется между студентами, учащимися, а преподаватель наблюдает и делает для себя выводы. Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, одноклассник может оспорить позицию, предоставив новую информацию. Нужно пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивной конфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).

Студент- студент: «Играть роль».

Учитель может попросить ученика принять на себя определенную роль и взаимодействовать в ней с другими одноклассниками.

У читель- класс: «Безмолвный формат»

Преподаватель может поднять вопрос, который первоначально направлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как отдельный ученик не смог ответить).

Однако, следует учесть, что, как отмечает преподаватель Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) Питер Экман , «не стоит полагать, что "кейсы" могут заменить лекции. Нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем», и учащийся будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения, "кейсы" показывают, как на практике применяются теории, то есть должна быть в совокупности и теоретическая "начинка".

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов и учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.

Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

Особенно удачным данный метод является в обучении взрослых, дистанционном обучении, обучении экономике и менеджменту, а также в разработке материалов для самостоятельного изучения тем школьниками с последующей проработкой вопросов на семинаре или отчетном занятии, в развитии собственного креативного мышления.

Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с «кейсами» независимость мышления, – говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам».

Направления использования CASEов в обучении в школе:

1. Кейс-обучение:

Открытая дискуссия (руководимая и свободная)

Опрос (презентация) (индивидуальный и групповой)

2. Кейс-экзамен (срез, контрольная):

С предварительной подготовкой

Без предварительной подготовки

Навыки, которые развивает метод CASE STUDY у учащихся:

Аналитические навыки:

Умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

Практические навыки:

Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

Творческие навыки:

Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки:

Умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки:

Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Самоанализ:

Возникающие в дискуссии моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Навыки работы с информационными технологиями, развиваемые у учащихся в процессе подготовки Case:

Работа с информацией в современных интегрированных системах

Технология работы с текстовой информацией в WORD

Вставка таблиц и рисунков.

Работа с шаблонами и мастерами в Word

Технология обработки табличной информации средствами электронных таблиц - функциональные возможности

Технология проектирования

Графическое представление данных

Финансовые функции, сводные таблицы, подбор параметров в Excel

Технология работы с графической информацией

Создание и редактирование рисунка, печать и запись на диск

Освоение навыков работы с графическими редакторами Paint, Coreldraw, Photoshop и др.

Работа с мультимедиа в Windows, архивация данных

Создание мультимедийных презентаций средствами Power Point

Заключение

В данной работе рассмотрены основные аспекты Кейс-метода: история его появления, характеристика и возможности применения в обучении. Будучи интерактивным методом обучения, метод Case -стади завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Он демонстрирует теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учеников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Таким образом, метод кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения в различных учебных учреждениях и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.

Список использованной литературы

    Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

    Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2000

    Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом,№ 10, 2000

    С елевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.

    Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов

    Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ

    http://charko.narod.ru/

Лекция 3

Образовательные технологии «Кейс-стади» и «Дебаты»

как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Технология «Кейс-стади»

  1. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

  2. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

  3. Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

  4. Руководство по написанию кейса

  1. Структура кейса

  2. Виды кейсов

  3. Выходное тестирование

  1. Технология «Дебаты»

  1. Дискуссия как способ организации учебно-воспитательного процесса

  2. Главные черты технологии «Дискуссия»

  3. Структура дискуссии

  4. Правила проведения дискуссии

  5. Функции модератора

  6. Функции экспертов

  7. Формы дискуссий

  8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ»
А. Цель и принципы программы "Дебаты"

Б. Организационные процедуры

В. Ход игры

Г. Преимущества использования технологии "Дебаты"


    1. Технология «Кейс-стади»

  1. Из истории вопроса

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

2. Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

Технология «Кейс-стади» активно используется в современном образовании, и может быть причислена к технологиям открытого образования, ориентированным на многообразие и вариативность образовательных предложений, преодоление школьного контекста, создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся веер возможностей в выборе образовательного маршрута.

Мы понимаем, что сегодня задача школы - не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:


  • в целом умеют читать и понимать тексты , отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

  • достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

  • не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

  • теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, что вызывает затруднения;

  • как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

  • чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании: российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности; вызывает трудности операция выделения информации из вопроса; российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации; дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос - задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, - они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача - ситуация, случай, требующие собственного решения.

За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

3. Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) - метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 2. Социально-исторические характеристики развития системы высшего образования
  • 2.1. Философские концепции образования
  • 2.2. Социологические подходы к исследованию высшей школы
  • 2.3. Развитие высшего образования: педагогический дискурс
  • 2.4. Особенности социально-образовательных отношений в контексте постмодернизационных трансформаций
  • Семинар № 2. «Эволюция подходов к изучению высшей школы: философский, социологический и педагогический дискурсы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 3. Педагогика высшей школы: цель, объект, предмет
  • 3.1. Предмет и функции педагогической науки
  • 3. 2. Педагогика – наука и искусство, теоретическая и прикладная наука
  • 3.3.Место педагогики и психологии высшей школы в системе наук об образовании
  • 3.4. Основные принципы педагогического исследования
  • 3.5. Основные категории педагогики высшей школы
  • Семинар № 3. «Предмет, задачи, основные категории педагогики высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 4. Качество высшего образования. Культурные цели, моральные ценности и стандарты образования.
  • 4.1. Образовательные уровни высшего образования
  • 4.3. Компетентность как ценность высшего образования
  • 4.4. Последипломное образование
  • Семинар № 4. «Современная высшая школа:
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 5. Педагогические инновации как фактор повышения качества образования
  • 5.1. Качество образовательной деятельности
  • 5.2. Сущность и критерии педагогических инноваций
  • 5.3. Организующий характер педагогической деятельности в высшей школе
  • 5.4. Принципы личностно ориентированной педагогики
  • 5.5. Исследовательское обучение
  • 5. 6. Контекстный подход к обучению в высшей школе
  • 5.7. Особенности медиаобразования. Дистанционное обучение
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 1. «Педагогика высшей школы»
  • Модуль 2. Психологические особенности деятельности в высшей школе
  • Тема 6. Психологические особенности педагогического взаимодействия
  • 6.1. Исторически сложившиеся теории обучения, их методологический потенциал
  • 6.2. Основные психологические парадигмы образования и их значение в выработке стратегий реформирования высшей школы
  • 6.3. Психологическая структура деятельности педагога
  • 6.4. Пути повышения познавательной активности студентов
  • Семинар № 6. «Психологические особенности педагогического взаимодействия» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 7. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
  • 7.1. Профессиональные способности педагога
  • 7.2. Профессиональная устойчивость преподавателя
  • 7.3. Основные компоненты педагогического мастерства
  • 7.5. Творческие аспекты деятельности преподавателя
  • Преподавателя высшей школы» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 8. Морально-психологическая атмосфера в педагогическом коллективе
  • 8.1. Характеристика взаимодействия преподавателя и студента
  • 8.2. Структура авторитета преподавателя
  • 8.3. Воспитание как процесс обогащения субъективно-личностного мира студента
  • 8.4. Современные концепции, подходы и принципы воспитания
  • 8.5. Стратегия воспитательного процессав высшем учебном заведении: задачи, направления, методы
  • Семинар № 8. «Морально-психологическая атмосфера
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 2. «Психологические особенности деятельности в высшей школе»
  • Модуль 3. Методика преподавания в высшей школе
  • Тема 9. Психолого-педагогические требования к проведению лекции
  • 9.1. Лекция как главное звено дидактического цикла в вузе. Виды академических лекций
  • 9.2. Этапы подготовки к лекции
  • 9.3. Дидактические и методические требования к лекции
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 10. Семинарское занятие в высшей школе. Организация самостоятельной работы студентов
  • 10.1. Семинар: разновидности и функции
  • 10.2. Алгоритм методики проведения семинара
  • 10.3. Самостоятельная работа в высшей школе: формы и методы организации и контроля
  • 10.4. Педагогический контроль в высших учебных заведениях и основные формы его осуществления
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 11. Инновационные методы обучения и воспитания в высшей школе
  • 11.1. Понятие метода обучения. Классификация методов
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади
  • 3. Игровые методы
  • 11. 4. Дискуссионные методы
  • 11.5. Сензитивный тренинг
  • 11.6. Тестирование
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 3. «Методика преподавания в высшей школе».
  • Литература, рекомендованная к модулю 3:
  • Модуль 4. Организация научно-исследовательской работы в вузе
  • Тема 12. Методологические основы организации научной деятельности
  • 12.1. Функциональное назначение науки
  • 12.2. Понятие методологии. Принципы научного исследования
  • 12.3. Классификация методов познавательной деятельности
  • 12.4. Основные формы научного познания
  • 12.5. Научная аргументация как логико-коммуникативный процесс
  • Научной деятельности» План
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Тема 13. Диссертация как научное исследование
  • 13.1. Специфичность диссертационного исследования
  • 13.2. Подготовка к защите диссертации: этапы и основные процедуры.
  • 13.3. Основные требования к автореферату диссертации
  • Темы рефератов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Проблемные задания
  • Задания для самостоятельной работы
  • Модульный контроль 4. «Методология и организация научно-исследовательской деятельности».
  • Литература, рекомендованная к модулю 4:
  • Заключение
  • 11.2. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

    Проблемные методы базируются на целевой установке «Не от знания к проблеме, а от проблемы – к знанию!».

    К достоинствам проблемного обучения относятся следующие:

    √ студенты включаются в активную интеллектуальную и практическую деятельность;

    √ формируются интеллектуальные умения;

    √ проблемное обучение дает более глубокие знания;

    √ проблемное обучение является естественным обучением.

    При применении проблемных методов необходимо учитывать основные условия проблемного обучения :

      проблема должна вызывать интерес у обучаемого;

      должна быть доступна его пониманию (т. е. опираться на уже имеющиеся знания);

      лежать в «зоне ближайшего развития», т. е. быть одновременно и посильной и не слишком тривиальной;

      давать предметное знание в соответствии с учебными планами и программами;

      развивать профессиональное мышление.

    Кейсовый м етод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Он появился в начале XX века и использовался в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В последнее время метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.

    Классическими школами кейс-стади являются:

    1) Гарвардская (американская). Целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Кейс составляет 20–25 страниц текста, плюс 8–10 страниц иллюстраций.

    2) Манчестерская (европейская), которая предполагает многовариантность решения проблемы. Такой кейс составляет 10–15 страниц текста, плюс несколько приложений.

    Идеи кейс-стади довольно просты.

    √ Во-первых, метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и выбор решения в их проблемном поле.

    √ Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик – демократизм в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

    √ В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

    √ В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

    √ В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    √ Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

    Метод кейсов представляет собой по сути обучение методом ситуаций или прецедентов.

    У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения. Кейсы отличаются от задач, используемых при проведении семинарских и практических занятий, поскольку цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов. Обучение с помощью кейсов помогает студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют, как правило, одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

    Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

    Критерии отличия кейсов от других учебных занятий :

    ▪ источник – люди, вовлеченные в ситуацию и требующие решения;

    ▪ процесс отбора информации на основе реальных учебных целей, вызывающих интерес;

    ▪ проверка – выяснение реакции студентов на кейс;

    ▪ устаревание, что требует новых подходов;

    ▪ модерация работы с кейсомработа группы (3–5 чел.) по разным темам или по одной, конкурируя между собой в поиске лучшего решения.

    Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

    иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

    учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

    учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

    прикладные упражнения , в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

    Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

    – обучающие анализу и оценке;

    – обучающие решению проблем и принятию решений;

    – иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

    Изучение предмета студентами осуществляется путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Наиболее распространенными видами кейсов являются:

    структурированный (highly structured ): минимум информации; для решения применяют определенную модель или формулу; у таких задач существует оптимальное решение;

    «маленькие наброски» (short vignettes ) : содержат 1–10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят с ключевыми понятиями; при разборе надо опираться на свои знания;

    большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) : объемом до 50 страницсамые сложные; информация в них очень подробнaая, в том числе и ненужная, а необходимая может и отсутствовать;

    «первооткрывательские кейсы» (ground breaking cases ): разбирающий должен предложить новое решение.

    В зависимости от поставленных задач кейсовые пакеты можно классифицировать следующим образом:

    вводный кейс сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;

    информационный объем знаний о какой-либо проблеме, изложенный с той или иной степенью детальности;

    стратегический развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами;

    исследовательский – представление результатов анализа ситуации в форме изложения;

    тренинговый – направлен на упрочение и более полное усвоение уже использованных ранее инструментов и навыков – технических, логических и т. п.

    В зависимости от формы и внутренней структуры различаются такие виды кейсов :

    комплексный (модульный) кейс не менее 20 стр. информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

    кейс-изложение включает факты: рассказ о какой-либо ситуации, проблеме, путях ее решения, основные выводы;

    кейс-иллюстрация содержит некоторый пример по изучаемой теме; небольшой по объему;

    кейс-практическая задача информация о реальной ситуации для выполнения задание по теме;

    кейс со структурированными вопросами четкий перечень вопросов для обсуждения;

    кейс без структурированных вопросов –предложение выявить и обосновать пути решения проблемы, описанной в ситуации;

    По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные.

    Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций.

    Бессюжетные кейсы , как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

    Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса.

    Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

    Кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемны, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы.

    Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения «героя» в будущем.

    В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на:

    личностные кейсы , в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

    организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

    многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

    Кейсовые методики, во-первых, позволяют легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией; во-вторых, вносят в обучение элемент загадки; в-третьих, разбираемая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

    К достоинствам данного метода следует отнести:

    – получение навыков решения реальных проблем;

    – получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

    – выработка навыков простейших обобщений;

    – получение навыков презентации;

    – получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    В то же время существуют серьезные проблемы использования этого метода:

    √ во-первых, сложность, т. к. метод содержит в себе другие методы;

    √ во-вторых, особый стиль обучения, т. к. предполагает активное участие преподавателя в работе студентов;

    √ в-третьих, эффективность при использовании метода кейсов на всех занятиях данного курса.

    Стратегическими принципами развития кейсового метода являются следующие:

    ♦ внедрить его в программы подготовки специалистов по современным рыночным специальностям;

    ♦ активизировать использование метода case-study в системе дополнительного профессионального образования;

    ♦ метод case-study необходимо использовать в единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными;

    ♦ применение метода case-study должно быть методически обеспечено.

    Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

    – соответствовать четко поставленной цели создания;

    – иметь соответствующий уровень трудности;

    – иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

    – не устаревать слишком быстро;

    – быть актуальным на сегодняшний день;

    – иллюстрировать типичные ситуации;

    – развивать аналитическое мышление;

    – провоцировать дискуссию;

    – иметь несколько решений.

    Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

    Высокий обучающий эффект обеспечивают кейсы, которые имеют следующие характеристики:

    ▪ кейс «рассказывает»; он должен иметь фабулу;

    ▪ строить кейс желательно на современном материале, не выходя за пределы последних пяти лет;

    ▪ кейс должен вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами; должна быть описана личная ситуация главных персонажей;

    ▪ реализма и конкретики добавляют материалы из официальных и неофициальных источников; знания студента о людях, чьи высказывания цитируются, помогают интерпретации ситуации в целом;

    ▪ кейс должен содержать примеры решений, заслуживающих высокой оценки, – как прецеденты для будущих решений;

    ▪ желательно, чтобы кейс требовал принятия решений, а не простой оценки решений, ранее принятых другими;

    ▪ кейс прививает навыки профессиональной деятельности, давая студенту модель, которую он может взять за образец в реальной жизни.

    "

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Кейс-стади Современные педагогические технологии

    История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

    История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра - нение при изучении медици - ны, юриспруденции, математики и других наук.

    Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

    Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы.

    Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

    Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах. 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

    Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель - студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

    Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент - студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

    Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

    Технология конструирования кейс-стади. Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

    Технология конструирования кейс-стади. 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

    Особенности использования кейс – стади: Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

    Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА «КЕЙС-СТАДИ»

    Целью урока является формирование познавательного интереса к проблеме конкурентоспособности; формирование критерия исследования ситуации, суждения, выбора пути решения, а также поиск приемлемых интерп...

    "Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

    В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

    Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

    Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...


    Занятие 9

    Образовательная технология «Кейс-стади»

    как средство активизации познавательной деятельности учащихся
    Цель занятия: познакомиться с понятием «кейс-технология», видами и структурой кейса, особенностями организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

    Из истории вопроса

    Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

    Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

    Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

    Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес - наукам за рубежом. Впервые он был применён в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе.

    Технология «Кейс-стади» в открытом образовании

    Технология «Кейс-стади» активно используется в современном образовании и может быть причислена к технологиям открытого образования.

    Мы понимаем, что сегодня задача школы - не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

    По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:


    • в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

    • достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

    • не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

    • теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, что вызывает затруднения;

    • как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

    • чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
    А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании: российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности; вызывает трудности операция выделения информации из вопроса; российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации; дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

    Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

    Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос - задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, - они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача - ситуация, случай, требующие собственного решения.

    За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

    Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

    Кейс-метод как технология, интегрирующая технологии развивающего обучения

    Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) - метод анализа кейсов , ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

    В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

    Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

    При ознакомлении с конкретной ситуацией или при анализе конкретного примера ученик должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить проблему и ее суть. Затем он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.

    Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения.

    Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс - технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png