www.сайт

"Техника развития памяти:
методы структурирования информации"

Структурирование информации - это организация изучаемого материала в группы, связанные между собой в логическую цепочку. Особенно умение структурировать информацию ценно при изучении и запоминании большого объема данных.

Ведь его главная задача - упростить понимание отдельных элементов массива данных и упростить понимание их взаимосвязи друг с другом. При этом структурировать можно не только учебный (цифры, текст), но и развлекательный материал как в процессе получения данных, так и после.

Итак, каковы же методы и принципы структурирования знаний?

Первый - вся информация делится на группы в соответствии со значимыми критериями. Существует определенная закономерность («7+-2»), сколько память человека способна в среднем запоминать.

В соответствие с ней не рекомендуется создавать больше 7 групп или подгрупп. Создаваемые группы не должны быть похожи одна на другую, так как чем больше выделяется группа на общем фоне, тем лучше усваивается ее информация. В качестве примера можно привести рекламный бизнес, когда для концентрации внимания на рекламируемом товаре используются яркие и неоднозначные объекты.

Второй - группы логично связываются между собой и выстраиваются в определенном порядке. При этом лучше запоминаются группы, стоящие в начале или конце ряда.

Наиболее эффективными методами структурирования информации признаны метод тезисов, метод Корнели, цепочка Цицерона и метод ментальных карт. Метод тезисов - это тезисное изложение материала, разделенного на главные темы, подтемы и детали в форме отступов. Каждый новый пункт и расшифровку желательно выделять разным цветом.

При использовании метода тезисов легко определить содержание и основные моменты любого объема данных и проследить взаимосвязь между ними. Кроме того, благодаря своей простоте, данный метод позволяет структурировать данные наиболее понятным для каждого способом и не требует много времени. Метод Корнели чем-то напоминает привычные для нас поля в тетрадях, когда на самом листе записывается основная тема, а сбоку дополнения и примечания.

Вы делите листок на три части, в правой части (она занимает 2/3 страницы) конспектируются основные моменты каждой темы. Левая часть листа (около 1/3 страницы) служит для записи ключевых слов, вопросов или рисунков, относящихся ко всем сделанным справа пометкам.

Их назначение - выделить приоритетные понятия, установить прочную взаимосвязь тех моментов, которые нужно запомнить, с возникающими у нас ассоциациями, быстро проследить взаимосвязь законспектированного материала, создать целостность восприятия и прочно зафиксировать материал в памяти. Нижнее поле служит для подведения итогов
Цепочка Цицерона. Название метода связано с интересной подготовкой древнеримского оратора к своим выступлениям. Он прогуливался по дому и мысленно расставлял в нем ключевые моменты своего выступления. Примерно также поступаете и вы. Мысленно расставляете запоминаемые объекты в знакомой вам комнате в строго определенном порядке. Чтобы воспроизвести нужную информацию, вам надо просто вспомнить эту комнату.

Метод карт памяти (метальные карты или майнмэппинг). Метод составления карты памяти позволяет представить всю проблему целиком на одном листе, что является несомненным преимуществом. Он способствует лучшему пониманию материала, облегчает запоминание, развивает творческие способности. Чтобы его построить:

  • В центре листа нарисуйте и подпишите картинку, которая отображала бы ключевую тему или предмет карты памяти.
  • Нарисуйте расходящиеся от центральной картинки линии, используя ручки разного цвета. Эти линии обозначают основные признаки обсуждаемого предмета.
  • Охарактеризуйте эти признаки с помощью ключевых слов или рисунков. Ключевые слова тренируют память, а рисунки концентрируют и развивают внимание. Оставьте место для добавления деталей.
  • Нарисуйте следующие более тонкие линии, выходящие из основных. Подпишите каждую из них, чтобы описать содержание признаков.
  • Продолжайте процесс, переходя к все более мелким подтемам.
  • С помощью разных цветов и рисунков дополните карту памяти для легкого запоминания и тренировки памяти.
  • Используйте стрелки и линии для объединения различных идей.

Структурирование информации

Информация подается нам в определенном виде. Для качественного запоминания нам нужно ее сгруппировать по определенному признаку. Например, если нам дан ряд чисел, то нужно решить, как его лучше запомнить. Ведь числа можно запоминать однозначные, двузначные и трехзначные. Все зависит от того, как мы их сгруппируем, и каким приемом мнемотехники владеем для перевода их в образы.

Допустим, нам нужно запомнить список неправильных глаголов английского языка. С чего вы начнете? Если вы начнете их запоминать по порядку, то очень скоро у вас «разболится» голова, слова плохо запомнятся, и потом наступит и отвращение ко всему английскому языку. С чем же это связано? Дело в том, что соседние слова списка мало, чем отличаются друг от друга, ведь они начинаются с одной буквы. Это так называемая гомогенная (однородная) интерферирующая деятельность. А для лучшего запоминания информации лучше ее сгруппировать так, чтобы соседние слова начинались на разные буквы (гетерогенная интерферирующая деятельность). Подробнее об этом мы поговорим ниже. Другой причиной, вызывающей “неприятности” является то, что отсутствует принцип группирования по определенным закономерностям. Например, можно заметить, что в одном случае во 2-х и в 3-х формах неправильных глаголов изменяется гласная внутри слова, в другом случае все три формы совпадают и т.д. Сгруппировав неправильные глаголы по этим закономерностям можно легко и быстро запомнить весь список с помощью мнемотехники.(Подробнее с техникой запоминания неправильных глаголов английского языка вы можете познакомиться в книге «Секреты запоминания неправильных глаголов»).

Если же нам нужно запомнить таблицу Менделеева, энциклопедические сведения или статьи закона, т.е. более сложный материал, где принцип группирования не применяют вообще (за редким исключением), то нужно использовать структурирование. Под структурированием информации мы понимаем выделение вертикальных и горизонтальных последовательностей. Например, чтобы быстро и качественно запомнить таблицу Менделеева, ее нужно представить в виде структуры, содержащей вертикальную последовательность – первый столбец и горизонтальные последовательности, – отдельные строчки. Хотим заметить, что вертикальная последовательность участвует в формировании “ключа” к информации.

Подводя итог всему сказанному выше, можно заключить, что для быстрого и качественного запоминания точной информации нужно ее сначала проанализировать, выявить закономерности и по ним сгруппировать, или структурировать в виде вертикальной и горизонтальных последовательностей.

2 этап – перевод каждой единицы информации в конкретный образ

Первичную информацию об окружающем мире, - как пишет известный психолог А.Г.Маклаков, - мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновенье, когда прекращается действие на них раздражителей. После того возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название “представление”.

Таким образом, представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти , т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения . На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия “представление”, потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

РИСУНОК 95

Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлом информации, и ее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. Они имеют огромное значение не только для процессов памяти и воображения, но и для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Другими словами, процессы восприятия, мышления и письменной речи тесно связаны с представлениями.

Исследование вторичных образов (представлений), - как пишет известный психолог Л.М.Веккер в своей книге “Психика и реальность: единая теория психических процессов”, - сталкивается с существенными трудностями как в исходном пункте анализа – при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории “первых сигналов”. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта – раздражителя, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию “летучей” структурой. В связи с этим экспериментально-психологическое исследование вторичных образов вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало “устоявшегося” эмпирического материала, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрознены. Кроме того, одной из важных проблем является определение образа как понятия. До сих пор нет единого определения образа.

По определению А.В.Запорожца, “образы – это субъективные феномены, возникающие в результате предметно – практической, сенсорно – перцептивной и мыслительной деятельности”; образ – это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены такие основные перцептивные категории, как пространство, время, движение, цвет, форма…” (1986, с 152).



А.А.Смирнов дает следующее уточнение: “Образ не есть застывшая фотография, в отличие от нее он обычно все время изменяется” (1987, с.25).

При всей широте спектра различных подходов к пониманию образа, его роли и места в ряду других психических явлений в качестве основополагающих для психологии выступают два момента: вторичность образа по отношению к объективной реальности и активность субъекта в процессе формирования образа.

В последнее время в качестве основных характеристик вторичного образа выделяют яркость – четкость и контролируемость. Факторный анализ 36 измерений вторичных образов, проведенный Б.М.Петуховым (1982), выявил существование трех основных характеристик: это живость, яркость, контролируемость. Результаты исследования А.А.Гостева (1987), полученные на материале различных опросников, подтверждают данные Б. М. Петухова.

Яркость – четкость представлений как обобщенная формальная характеристика указывает на степень приближения вторичного образа к результату визуального отображения метрических, модальностных и интенсивностных свойств объекта. Под контролируемостью понимается способность к манипулированию, оперированию представлениями, произвольному их формированию и удержанию в “уме”.

А.А.Гостев ввел понятие “образной способности” (ОС), которую в узком смысле определяет как способность к быстрому формированию адекватных реальности вторичных образов, оперированию ими, а также легкость перехода с одного образа на другой. А.А.Гостев (1989), анализируя индивидуальные особенности представлений испытуемых, выделил пять основных типов, различающихся своеобразием сочетания характеристик яркости – четкости и контролируемости вторичных образов:

1) яркие, четкие контролируемые представления (45%);

2) бледные, смутные контролируемые представления (21%);

3) бледные, смутные не контролируемые представления (22%);

4) яркие, четкие неконтролируемые представления (10%);

5) не визуальные представления в отсутствие визуальной картинки перед “мысленным взором”, т.е. абстрактно – логические представления (2%).

Психолог обнаружил закономерность, проявляющуюся в зависимости процесса формирования пространственного образа по знаковой информации от индивидуальных особенностей: различия в успешности формирования пространственного образа могут быть связаны с обнаруженным индивидуальным стилем визуализации, проявляющимся в способах перекодирования знаковой информации.

Факторный анализ результатов исследований, полученных с помощью разных опросников и тестов, проведенный А.А.Гостевым и Б.М.Петуховым, подтвердил вывод о существовании трех основных факторов как основных характеристик вторичного образа: яркость, контролируемость, живость.

Общий анализ результатов исследований А.А.Гостева показал необходимость рассмотрения сочетаний яркости – четкости и контролируемости представлений применительно к различным аспектам когнитивного (нем. kognitiv – понимать, сознавать) поведения. Максимальную успешность решения задач показывают люди, имеющие тип контролируемых представлений высокой степени яркости – четкости, менее успешными являются люди с типом контролируемых представлений низкой степени яркости – четкости, минимальную успешность показывают люди с типом контролируемых представлений различной степени яркости – четкости и не визуальным типом представлений.

Основное внимание в исследовании И.Н.Натальиной (1992) было уделено изучению связи характеристик вторичных образов со свойствами личности. Психолог исходила из наличия трех общих основных характеристик вторичного образа: подвижности, контролируемости, яркости и пришла к следующим выводам:

· люди, у которых представления яркие, четкие, живые, даже при некоторых затруднениях с их контролируемостью успешнее в формировании пространственного образа по знаковой информации;

· для лиц с высокими значениями фактора “депрессии” характерны низкие показатели яркости – четкости представлений;

· лица с низким уровнем способности к контролю, произвольному оперированию и манипулированию вторичными образами;

· высокому уровню способности к контролю, произвольному оперированию и манипулированию представлениями соответствует высокое значение фактора “пластичности”;

· для лиц с высокими значениями фактора “депрессии” характерны низкие показатели успешности формирования пространственного образа по знаковой информации в условиях динамичности ее предъявления.

Проблема образа принадлежит к числу важнейших проблем психологии. Ее разработка имеет исключительное значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретической базы специальных психологических дисциплин. Не менее актуальна она для решения многих практических задач, таких как психологическое обеспечение процессов обучения человека, проектирование его деятельности, согласование технических устройств с характеристиками и возможностями человека.

По словам Р.Хольта (1971), изучение образной среды может помочь найти ключ к сказочной сокровищнице памяти, если мы научимся извлекать пользу из этой незаслуженно забытой способности. И действительно, вернитесь на несколько дней назад. Вполне вероятно, что даже самое обыденное кажется более запоминающимся, чем-то, что не имеет отношения лично к вам или реальной жизни. Конечно, по мере того как вы уходите все глубже в прошлое, дни все больше сливаются, подробности теряются. Но определенные дни, определенные моменты сохраняются в памяти живо и ясно, и почти всегда это те случаи, когда вы были главным действующим лицом или находились в центре внимания.

Мы помним, что происходит в дни рождения, мы вспоминаем отпуск, профессиональные успехи, победы в состязаниях, инциденты. Чем важнее для нас то или иное событие, тем с большей вероятностью мы запоминаем его, и очень часто важность события определяется нашей эмоциональной реакцией на него.

Просмотрев в течение нескольких минут свои самые яркие воспоминания, вы поймете, что в них присутствуют какие-либо из следующих ощущений: радость, страх, замешательство, возбуждение, боль, грусть, разочарование, облегчение. Пережитые в детстве моменты, например, обычно вспомнить гораздо проще, чем-то, что вы ели на завтрак в прошлый четверг.

РИСУНОК 96

Создается впечатление, что память работает на основе личного опыта. И если мы хотим, чтобы наш мозг работал на нас, мы должны учесть эту его природную способность. Но какая от всего этого польза, если надо запоминать что-то сухое, безжизненное – числа, даты, иностранные слова или голые факты? Ответ состоит в том, что с помощью воображения подобные вещи могут стать частью вашей жизни, и поэтому хорошо запомнятся. А “воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений” (А.Г.Маклаков, 2002 г.). Значит, чтобы запоминать точную информацию, нужно научиться управлять воображением, т.е. произвольно вызывать и изменять нужные представления (вторичные образы). Как протекает процесс создания образов воображения, мы подробнее рассмотрим в 4 этапе алгоритма запоминания точной информации. А сейчас достаточно понять, что “языком мозга” являются образы, т.е. простые зрительные представления. И для того, чтобы “разговаривать с мозгом на его языке” нужно научиться переводить любую точную информацию в образы. Для этого и существует большое количество разнообразных мнемотехнических приемов, с которыми мы подробно познакомимся ниже.

Мыслительную операцию перевода точной информации в образ мы будем называть приемами мнемотехники .

Информация подается нам в определенном виде. Для качественного запоминания нам нужно ее сгруппировать по определенному признаку. Например, если нам дан ряд чисел, то нужно решить, как его лучше запомнить. Ведь числа можно запоминать однозначные, двузначные и трехзначные. Все зависит от того, как мы их сгруппируем, и каким приемом мнемотехники владеем для перевода их в образы.

Допустим, нам нужно запомнить список неправильных глаголов английского языка. С чего вы начнете? Если вы начнете их запоминать по порядку, то очень скоро у вас «разболится» голова, слова плохо запомнятся, и потом наступит и отвращение ко всему английскому языку. С чем же это связано? Дело в том, что соседние слова списка мало, чем отличаются друг от друга, ведь они начинаются с одной буквы. Это так называемая гомогенная (однородная) интерферирующая деятельность. А для лучшего запоминания информации лучше ее сгруппировать так, чтобы соседние слова начинались на разные буквы (гетерогенная интерферирующая деятельность). Подробнее об этом мы поговорим ниже. Другой причиной, вызывающей “неприятности” является то, что отсутствует принцип группирования по определенным закономерностям. Например, можно заметить, что в одном случае во 2-х и в 3-х формах неправильных глаголов изменяется гласная внутри слова, в другом случае все три формы совпадают и т.д. Сгруппировав неправильные глаголы по этим закономерностям можно легко и быстро запомнить весь список с помощью мнемотехники.(Подробнее с техникой запоминания неправильных глаголов английского языка вы можете познакомиться в книге «Секреты запоминания неправильных глаголов»).

Если же нам нужно запомнить таблицу Менделеева, энциклопедические сведения или статьи закона, т.е. более сложный материал, где принцип группирования не применяют вообще (за редким исключением), то нужно использовать структурирование. Под структурированием информации мы понимаем выделение вертикальных и горизонтальных последовательностей. Например, чтобы быстро и качественно запомнить таблицу Менделеева, ее нужно представить в виде структуры, содержащей вертикальную последовательность – первый столбец и горизонтальные последовательности, – отдельные строчки. Хотим заметить, что вертикальная последовательность участвует в формировании “ключа” к информации.

Подводя итог всему сказанному выше, можно заключить, что для быстрого и качественного запоминания точной информации нужно ее сначала проанализировать, выявить закономерности и по ним сгруппировать, или структурировать в виде вертикальной и горизонтальных последовательностей.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png