Источник информации - это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.

В этих определениях сочетание «субъект или объект» означает, что источники и приемники информации могут быть одушевленными (человек, животные) или неодушевленными (технические устройства, природные явления). Для того чтобы объект (или субъект) считался источником информации, он должен не только ее породить, но и иметь возможность создать какой-то нестационарный процесс и связать информацию с его параметрами, т.е. создать сообщение. Например, если человек что-то придумал, но держит это в своем мозге, он не является источником информации; однако он им становится, как только свою идею изложит на бумаге (в виде текста, рисунка, схемы и пр.) или выскажет словами.

В определении приемника информации важным представляется то, что факт приема сообщения еще не означает получение информации; информация может считаться полученной только в том случае, если приемнику известно правило интерпретации сообщения. Другими словами, понятия «приемник сообщения» и «приемник информации» не тождественны. Например, слыша речь на незнакомом языке, человек оказывается приемником сообщения, но не приемником информации.

Промежуточные устройства-преобразователи получили название технические средства связи , а в совокупности с соединяющей их средой они называются линией связи . К ним относятся телеграф, телефон, радио и телевидение, компьютерные телекоммуникации и пр. При использовании таких средств возникает необходимость преобразования сообщения из одного вида в другой без существенной для получателя потери информации, а также увязки скорости передачи сообщения (т.е. интервала следования и величины отдельных сигналов) с возможностями линии связи и приемника.

Формы представления информации

Передача информации производится с помощью сигналов, а самим сигналом является изменение некоторой характеристики носителя с течением времени. При этом в зависимости от особенностей изменения этой характеристики (т.е. параметра сигнала) с течением времени выделяют два типа сигналов: непрерывные и дискретные .

Сигнал называется непрерывным (или аналоговым ), если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала

Если обозначить Z- значение параметра сигнала, at- время, то зависимость Z(t) будет непрерывной функцией (рис.1 1,а).

Примерами непрерывных сигналов являются речь и музыка, изображение, показание термометра (параметр сигнала - высота столба спирта или ртути - имеет непрерывный ряд значений) и пр.

Сигнал называется дискретным , если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.


Пример дискретных сигналов представлен на рис. 1.1,б. Как следует из определения, дискретные сигналы могут быть описаны дискретным и конечным множеством значений параметров {Z}. Примерами устройств, использующих дискретные сигналы, являются часы (электронные и механические), цифровые измерительные приборы, книги, табло и пр.

Поскольку последовательность сигналов есть сообщение, качество прерывности-непрерывности сигналов переносится и на сообщение - существуют понятия «непрерывное сообщение» и «дискретное сообщение». Очевидно, что дискретным будет считаться сообщение, построенное из дискретных сигналов. Гораздо меньше оснований приписывать данное качество самой информации, поскольку информация - категория нематериальная и не может обладать свойством дискретности или непрерывности. С другой стороны, одна и та же информация, как уже было сказано, может быть представлена посредством различных сообщений, в том числе и отличающихся характером сигналов. Например, речь, которую слышим, можно записать в аналоговом виде с помощью магнитофона, а можно и законспектировать посредством дискретного набора букв. По этой причине в информатике существуют и используются сочетания «непрерывная информация» и «дискретная информация». Их нужно понимать только как сокращение полных фраз: «информация, представленная посредством непрерывных сигналов» и «информация, представленная посредством дискретных сигналов» - именно в таком контексте эти понятия будут использоваться в дальнейшем изложении. Поэтому когда заходит речь о видах информации, правильнее говорить о формах ее представления в сообщении или о видах сообщений.

Принципиальным и важнейшим различием непрерывных и дискретных сигналов является то, что дискретные сигналы можно обозначить, т.е. приписать каждому из конечного чисел возможные значения сигнала знак , который будет отличать данный сигнал от другого.

Понятие «информация» является слож­ным и имеет ряд аспектов; важнейшими из них являются семантический (Семантика - от греческого слова Simanticos - в переводе «обозначающий».) и математический. Математический (операционный), базирующийся на опреде­лении количественной меры.

В семантическом (смысловом) аспекте понятие «информация» является одним из первичных. Оно соответствует также терми­нам «сведения», «знания». По одному из определений информация - это то, «что дает возможность получателю логически сформулировать или изменить представле­ние». При этом под «представлением» понимается «любая структура (образ, схе­ма, модель), абстрактная или конкретная, свойства которой служат символом или со­ответствуют в определенном смысле свой­ствам некоторой другой структуры».

Информацию (сведения) об окружаю­щем мире человек получает в процессе не­посредственного взаимодействия с ним, изу­чения различных явлений, от других людей устно, с помощью книг, писем, радио, теле­видения и прочих средств общения. Работа автоматических комплексоз машин и агре­гатов также включает информационный об­мен между отдельными их устройствами и частями.

Всякий информационный обмен предпо­лагает способность получателя воспринять информацию, а также воспользоваться уже имеющимся у него запасом тех или иных сведений. Сведения, которыми располагает потребитель информации до ее получения и на знание которых может рассчитывать от­правитель, принято называть априор­ными (От лат. apriori - «изначально».).

Источники и приемники информации

В передаче информации участвуют от­правитель (источник информации), получатель и технические средства связи, которые называют каналом свя­зи (рис. 7-1). Отправителями и получате­лями информации могут быть как люди, так и технические устройства (приборы, инди­каторы, машины). Информация, подлежа­щая передаче и выраженная в определенной форме, называется сообщением- Сообщения могут принимать самые различные формы: звук, текст, изображение и др. Различия в форме сообщений определяют выбор техни­ческих средств для их передачи. Например, для передачи текстовых сообщений разра­ботана телеграфная аппаратура, для пере­дачи звука - телефонная, движущееся изо­бражение передается телевизионными уст­ройствами, результаты измерений - телеметрическими устройствами, а для передачи команд управления (телеуправление) ис­пользуются специальные линии управления. Отсюда вытекает классификация видов электрической связи: телеграфия, телефония, телевидение, телеметрия, телеуправление и др. Аналогично осуществляется классифи­кация видов радиосвязи: радиотелеграфия, радиотелефония, радиотелеметрия и т. п.

Рис. 7-1. Схема передачи информации.

Для эффективной передачи информации на большие расстояния сообщение предва­рительно преобразуется в сигнал, кото­рый является физическим носителем, пере­носчиком сообщения. В радиотехнике таким переносчиком сообщений служат вы­сокочастотные электромагнитные колеба­ния - радиоволны. Отсюда назва­ние - радиосигнал.

Помимо способности распространяться, переносчик должен воспринимать информа­цию и доносить ее по возможности без по­терь до получателя. Для этого один или несколько параметров переносчика изменя­ют по закону изменения передаваемого со­общения. Такой процесс получил название модуляции. В результате модуляции полу­чаются, сигналы, несущие информацию и распространяющиеся в пространстве.

С передачей и обработкой информации связаны так же сопряженные понятия ‒ источник и приемник информации.

Источник информации ‒ это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.

По типу генерируемых сообщений источники подразделяются на дискретные и непрерывные .

Приемник информации ‒ это субъект или объект, принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать.

В этих определениях сочетание "субъект или объект" означает, что источниками и приемниками информации могут быть как человек или животные, так и технические устройства или природные явления.

1. От источника к приемнику информация передается в виде сообщений.

2. Сообщение выступает в качестве материальной оболочки для представления информации при передаче.

3. Сообщение служит переносчиком информации, а информация является содержанием сообщения.

1.1.5 Линии и каналы передачи

Линия передачи (связи)  физическая среда передачи электрических сигналов, несущих сообщение.

Физическая среда передачи электрических сигналов  это пространство или материал, через который распространяются электромагнитные волн.

В качестве физической среды передачи электрических сигналов могут использоваться:

    проводные (воздушные) линии связи – не изолированные провода, натянутые между телеграфными столбами и висящие в воздухе;

    кабельные линии связи - кабели на основе витых пар медных проводов, коаксиальные кабели, волоконно-оптические кабели и т.п.;

    земная атмосфера и/или космическое пространство.

Чтобы соединить между собой для передачи сообщений двух или более абонентов или их абонентские устройства, помимо линии передачи нужен еще ряд дополнительных устройств: различные преобразователи сигналов, коммутирующие устройства, промежуточные усилители и т.п. Такая совокупность технических средств и среды распространения образуют канал передачи (канал связи) электрических сигналов от источника к получателю информации.

Канал передачи (сети электросвязи): комплекс технических средств и среды распространения, который обеспечивает передачу сигнала электросвязи в нормированной полосе частот или с нормированной скоростью передачи (ГОСТ Р 53801-2010).

Следовательно, канал передачи (связи) включает в себя линию электросвязи и каналообразующее оборудование .

ГОСТ Р 53801-2010 определяет линию электросвязи , как совокупность линейных трактов или/и типовых физических цепей, которые имеют общие линейно-кабельные сооружения, устройства их обслуживания и в пределах действия устройств обслуживания одну и ту же среду распространения, а также сами линейно-кабельные сооружения. (ГОСТ Р 53801-2010)

Примечание :В зависимости от среды распространения линия связи может быть кабельной, радиорелейной, спутниковой или комбинированной.

Линейный тракт (сети электросвязи): Комплекс технических средств системы передачи, который обеспечивает передачу сигналов электросвязи в нормированной полосе частот или с нормированной скоростью (ГОСТ Р 53801-2010).

Иначе говоря, линейный тракт  это аппаратура передачи данных (АПД), назначенная для формирования сигналов, соответствующих типу физической среды передачи электрических сигналов.

В качестве АПД используются модемы, сетевые адаптеры (сетевые карты), оптические модемы, устройства подключения к цифровым каналам и т.п.

При большой протяженности линий связи АПД может включать промежуточное оборудование в виде различных усилителей – формирователей передаваемых сигналов.

Каналообразующее оборудование предназначено для формирования канала передачи данных между двумя взаимодействующими абонентами, при этом в одной и той же линии связи одновременно может быть сформировано несколько каналов за счет использования различных методов уплотнения.

Технология уплотнения и формирования многоканальных систем передачи данных в сетях электросвязи называется мультиплексированием и реализуется мультиплексорами и демультиплексорами. Обычно каналообразующее оборудование входит в состав узлов телекоммуникационной сети.

1 ПРИЁМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Б.П.Сайков,


2 ПРИЁМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Приёмники информации - это: люди и всё живое на земле, что способно воспринимать информацию; люди и всё живое на земле, что способно воспринимать информацию; технические устройства, специально для этого созданные человеком. технические устройства, специально для этого созданные человеком. Б.П.Сай ков,


3 ПРИЕМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Источник информации Приёмник информации Все, что может воспринимать свет, цвет, звук, форму, тепло, холод, вкус, запах, знак, символ и так далее может играть роль приёмника информации (данных) канал передачи информации Б.П.Сай ков, Данные – это закодированная информация СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ


4 ПРИЁМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Приёмником информации может быть не только человек, но и любое животное, а также специальные устройства (компьютер, магнитола, телефон, телевизор и так далее) Б.П.Сай ков,


5 ПРИМЕРЫ приемников информации Микрофон Человек Датчик Животное ПРИЕМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Б.П.Сай ков,


6 ПРИЁМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Источники информации Приёмники информации Пример задания: Проведите линии, показывающие связь между источниками информации и приёмниками информации Б.П.Сай ков,




8 мама сын собака кошка источник информации птичка приёмник информации источник информации приёмник информации источник информации приёмник информации источник информации приёмник информации ПРИЕМНИКИ ИНФОРМАЦИИ Б.П.Сай ков, РОЛИ ОБЪЕКТОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ


9 Человек может быть и источником, и приёмником информации Человек может быть и источником, и приёмником информации Человек и животные воспринимают информацию с помощью органов чувств (глаза, уши, кожа, нос и так далее). Человек и животные воспринимают информацию с помощью органов чувств (глаза, уши, кожа, нос и так далее). Приёмником информации может быть всё живое на земле, а также специальные технические устройства. Приёмником информации может быть всё живое на земле, а также специальные технические устройства. Источник информации может быть один, а приёмников информации – много. Источник информации может быть один, а приёмников информации – много. Один и тот же объект может быть и источником информации, и приёмником информации. Один и тот же объект может быть и источником информации, и приёмником информации. ИТОГ Б.П.Сай ков,

Урок 2. Дата______________________________

Тема урока: « Источники и приёмники информации»

Цели урока:

Познакомить учащихся с различиями и особенностями источников и приемников информации

Задачи урока

Образовательные

    научить выделять и различать источники и приемники информации;

    расширить понятие о способах представления информации для различных источников.

Развивающие

    развивать наблюдательность и фантазию;

    развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию;

    продолжать формировать информационную культуру ребенка;

Воспитательные

    научить настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

    воспитывать бережное отношение к школьному имуществу

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Актуализация знаний:

    Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?

    Для чего человеку 5 органов чувств?

    Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи и языка?

    Какую информацию можно получить, не прикасаясь к предмету?

    Для чего человеку нужна информация?

Проверка дом.задания в рабочих тетрадях.

    Объяснение нового материала:

Итак, тема нашего урока «Источник и приемник информации».

Если человек рассказывает – он ИСТОЧНИК информации. Если человек слушает и понимает – он ПРИЁМНИК информации. Читая книгу, человек берет из нее информацию и поэтому книга является источником информации. Человек, читающий эту книгу, будет приемником.

Источник информации - каждый предмет и явление, если от него или с помощью него мы получаем информацию. Приемник информации - человек, животное или устройство, которое воспринимает информацию. Источники и приемники информации могут быть одушевленными (человек, животные) или неодушевленными (технические устройства, природные явления).

Природа является источником информации человека. Разную информацию человек может получить от таких источников, как солнце, горы, деревья, животные и т.д. Звезды на небе являются источником только зрительной информации. Соловей, который поет в парке, - источник звуковой информации для того, кто его слышит. А прекрасная, но колючая роза может являться источником и зрительной, и обонятельной, и осязательной информации. Как вы думаете, почему? (ответ детей)

Петя и Коля встретились после каникул. По очереди мальчики рассказывали друг другу, как они провели лето. Когда Петя говорил, он являлся источником информации для Коли. Потом Петя слушал Колю и был в этот момент приёмником информации.

Таким образом, во время общения люди по очереди выступают то в роли источника, то в роли приёмника информации. Если человек что-то рассказывает, он источник информации, если слушает и понимает, он приёмник информации.

Но всегда ли книга является источником информации?

В каком случае она не будет источником информации? (ответы детей)

Правильно, книга может служить источником информации только для тех, кто умеет читать. Ведь книги бывают разные: учебники, задачники, справочники, энциклопедии, но не все их понимают.

Читающий книгу человек - приёмник информации.

    Закрепление новой темы:

Работа в Р.Т. 7-9, упр 1-3

    Работа за компьютером:

Работа в Блокнот по карточкам

    Подведение итогов урока

Отвечаем на вопросы:

    Может ли книга являться источником информации? Приведите пример.

    Назовите источник звуковой информации для кошки.

    Что может служить источником осязательной информации для человека?

Домашнее задание



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png