Продолжаем рубрику, посвященную тому, как правильно выбрать смартфон, который будет радовать пользователя. Мы уже поговорили : какие бывают, что лучше, плюсы и минусы. Сегодня речь пойдет о выборе экрана смартфона. Тема достаточно сложная и обширная, так как к настоящему времени существует немало технологий производства дисплеев, их защиты, кроме того, представлены они самых разных диагоналей, с разными соотношениями и так далее. Именно экран нередко становится камнем преткновения во время выбора смартфона. Оно и не удивительно. Дисплей – именно та часть устройства, с которой нам приходится работать больше. В случае неправильного выбора велика вероятность того, что экран причинит массу неудобств: некачественная картинка, низкая яркость, плохая чувствительность. Но не волнуйтесь, сегодня мы затронем каждый из аспектов, поведав вам обо всех тонкостях выбора экрана смартфона.

Тип матрицы смартфона

Начать стоит именно с типа матрицы. Во многом от выбора типа матрицы экрана будет зависеть качество. Итак, на сегодняшний день принято выделять три разновидности:

  1. TN+film
  2. AMOLED

Первые две основываются на жидких кристаллах, вторая – на органических светодиодах. Представлен каждый из типов несколькими подвидами (в случае с IPS более 20 различных), которые так или иначе встречаются в производстве панелей.

Некоторые из вас задаются вопросом: «А где TFT?». Из-за незнания некоторых ресурсов нередко эту аббревиатуру используют в качестве обозначения типа матрицы, что является неверным. Термином TFT обозначают тонкопленочные транзисторы, используемые для организации работы субпикселей. Применяются они практически в каждом из рассматриваемом типов матриц. Транзисторы также представлены несколькими разновидностями, одной из которых является LTPS (поликристаллический кремний). LTPS – относительно новый подвид, который выделяется меньшим потреблением энергии и более компактными размерами транзисторов, что отражается и на размерах пикселей. Как итог: большая плотность пикселей, более качественная и четкая картинка.

TN+film

Возвращаемся к матрицам. Большинство привычных нам матриц, как уже отмечалось, жидкокристаллические, то есть, LCD. Принцип заключается в поляризации света, который проходит через светофильтр, окрашиваясь в соответствующие цвета. Первая из разновидностей жидкокристаллических матриц – TN+film. С распространением «film» опустили, сократив название до «TN». Наиболее простой тип, который к сегодняшнему дню порядком устарел и используется лишь в самых дешевых смартфонах (да и то, надо еще найти). TN не может похвастаться хорошими углами обзора или контрастностью, обладает плохой цветопередачей.

В общем, TN при выборе экрана смартфона обходите стороной – тип устарел.

IPS

Далее идет IPS. Эта технология тоже немолода – возраст перевалил уже за 20 лет. Между тем, IPS-матрицы имеют наибольшее распространение на рынке смартфонов. Откройте любой интернет-магазин, выберите первый попавшийся смартфон и убедитесь в моих словах. Этот тип матриц представлен и в бюджетном сегменте, и в флагманском. Кроме улучшенных характеристик, если сравнивать с TN, IPS получили превеликое число разновидностей. Однако не стоит разбираться во всех – на рынке смартфонов главенство делят два типа: AH-IPS и PLS. Их создателями являются две крупнейшие фирмы Южной Корее да и всего мира: LG и Samsung соответственно. В чем разница? Ее практически и нет. Матрицы двух типов как братья-близнецы, поэтому можете не боясь выбирать смартфон с любой из них. Идентичность даже становилась поводом судебных разбирательств между компаниями.

IPS может похвастаться более широкими углами обзора, нежели TN, хорошей передачей цветов и высокой плотностью пикселей, что обеспечивает шикарную картинку. А вот энергопотребление примерно одинаковое – в любом случае используются для подсветки светодиоды. Так как разновидностей IPS-матриц существует довольно много, они разниться и в своих характеристиках. Разницу эту можно заметить даже «на глаз». Более дешевые IPS могут быть слишком блеклыми, либо напротив – иметь перенасыщенный цвет. Осложняет выбор экрана смартфона при этом тем, что производители зачастую умалчивают о типе матрицы.

Однозначно, при выборе между экраном TN и IPS предпочтение отдается последнему.

AMOLED

Еще более современный тип, который сегодня распространен, как правило, среди смартфонов высшего класса. AMOLED представлены органическими светодиодами, которые не требуют внешней подсветки, как в случае с IPS или TN, – они светятся сами. Уже на этом моменте можно выделить их первое достоинство – меньшие размеры. Далее – AMOLED представлен более насыщенными цветами. Особенно хорошо выглядит черный, во время отображения которого попросту затухает светодиод. AMOLED-дисплеи более контрастные, могут похвастаться широкими углами обзора и более низким энергопотреблением (есть нюансы). Прям сказка, не так ли? Но прежде чем выбирать смартфон с экраном AMOLED, вам стоит узнать о его недостатках.

Самым главным минусом принято считать меньший срок службы по сравнению с IPS. Через определенный срок (как правило, уже через три года наблюдаются изменения в цвете), в среднем через 6-10 лет начинают «выгорать пиксели». Причем особенно подвержены выгоранию яркие тона, поэтому пользователи нередко применяют темные темы оформления, дабы продлить срок службы. Кроме того, на энергопотребление в значительной мере сказывается яркость цветов на экране. Если отображается яркая картинка в светлых тонах, то AMOLED потребляет больше энергии, нежели IPS. Наконец, матрицы на основе органических светодиодов дороже в производстве.

Как бы то ни было, это не отменяет технологичность и качество AMOLED. Болячки в виде «выгорающих пикселей» постепенно вылечиваются, а также появляются подвиды матриц, которые становятся лучше. К примеру, Super AMOLED. Эта разновидность появилась семь лет назад, привнеся массу улучшений. Было уменьшено энергопотребление, увеличена яркость. Кроме того, исчезла воздушная прослойка между тачем и матрицей, что повысило чувствительность экрана, а также исключило попадание пыли.

AMOLED сегодня считается наиболее технологичными матрицами, которые активно развиваются. Если до недавних пор они использовались преимущественно в смартфонах Samsung, то сегодня их выбирает огромное число производителей смартфонов (практически каждый крупный бренд представил решение с AMOLED-экраном.

Конструктивные особенности экранов смартфонов

Но не только от типа матрицы следует отталкиваться при выборе экрана смартфона. Есть еще целая куча особенностей, от которых зависит итоговое качество картинки и ощущения от использования. Мы остановимся на наиболее важных моментах.

Воздушная прослойка

До не давних пор экраны всех смартфонов были представлены двумя составляющими: сенсорный слой и сама матрица. Между ними оставалась воздушная прослойка, толщина которой зависела напрямую от производителя. Естественно, чем слой тоньше, тем лучше. Компании регулярно уменьшали прослойку воздуха, делая качество картинки выше, а углы обзора – шире. Относительно недавно удалось полностью избавиться от воздушной прослойки благодаря технологии OGS. Теперь сенсорный слой и матрица соединились воедино. Несмотря на существенное повышение качества, есть и очевидный недостаток. В случае повреждения OGG-экрана, заменять его придется полностью, в то время как в дисплеях с воздушным слоем, удар на себя принимает лишь стекло.

Как бы то ни было, OGS-экраны выбирает все больше производителей. Да и вам мы советует отдавать предпочтение этой технологии. Поверьте, не стоит беспокойство о сложном ремонте тех чувств, которые вы испытаете при эксплуатации подобного дисплея.

Относительно недавний тред, который привнесла на рынок компания Samsung со своим флагманом Galaxy S6 Edge (также был Galaxy Note, но там загнули только один край). Южнокорейский производитель продолжить развивать идею и в последующих смартфонах, а вот остальные фирмы не слишком-то и разделили задумку. Сгибанию компания подвергает правую и левую грань устройств – экран как бы наплывает на торцы. Это делается не только ради эффектного внешнего вида, но и для удобства пользователя. Сюда выносятся дополнительные функции, здесь же могут отображаться уведомления. Увлекательная особенность, но далеко не всем нужная.

Наиболее удачно реализовать изогнутый дисплей удалось Samsung, поэтому, если интересна такая конструкция, то советуем рассматривать именно решения южнокорейского бренда.

Еще более свежий тренд – экраны без рамок. Прародителем является компания Sharp, которая показала первый безрамочный смартфон еще в 2014 году, но пользователей привлек безрамочный Mi Mix, показанный в 2016 году. К лету 2017 года целый ряд компаний заявил о замысле выпустить подобные гаджеты. Сегодня рынок стремительно наполняется , причем самые новые модели стоят менее 100 долларов.

К настоящему моменту есть несколько вариаций экрана без рамок: вытянутые дисплеи, у которых уменьшены рамки сверху и снизу; привычные дисплеи, лишенные рамок с трех сторон (кроме нижней). К первому типу относится Samsung Galaxy S8 пара смартфонов от LG (G6 и ). Ко второму – , Doogee Mix, Xiaomi Mi Mix и многие другие, чьи ряды постоянно пополняются.

Безрамочные смартфоны выглядят действительно здорово, а невысокая стоимость дает возможность каждому опробовать современные технологии.

Известная компания Apple в iPhone 6S представила новую технологию на момент выхода – 3D Touch. С ней экран стал реагировать не только на касания, но и на силу нажатия. Технология стала использоваться, как правило, для совершения каких-либо быстрых действий. Также 3D Touch позволил с большим комфортом работать с текстом, рисовать (кисть реагирует на силу натиска) и прочее. Функция не стала чем-то совершенно необычным, но своего пользователя нашла. Позже подобная технология появилась 6, также была заявлена в .

Тип сенсорных экранов

Не особенно важный критерий при выборе экрана смартфона, но, тем не менее, чуть остановимся на нем. Существует несколько типов сенсорных дисплеев: матричный (очень-очень редкий) резистивный и емкостной. Резистивные экраны до недавних пор были распространены повсеместно, однако сегодня представлены лишь в очень редких и дешевых смартфонах. Этот тип отличается тем, что реагирует на любые касания: пальцем, ручкой, хоть другим телефоном управляйте. Он поддерживает лишь одно касание, работает не всегда точно. В общем и целом, устаревший тип.

Емкостные экраны в значительной мере превосходят своих предшественников. Они уже поддерживают более одного одновременного касания, отличаются лучшей чувствительностью, гораздо точнее работают. При этом их производство обходится дороже.

Как ни крути, но от резистивных экранов в смартфонах подавляющее большинство компаний отказалось. И это к лучшему. К тому же, стоимость емкостных постоянно понижается, что позволяет производителям устанавливать их в самые дешевые смартфоны.

Еще одним важным аспектом при выборе экрана смартфона является число одновременных касаний. От этого параметра зависит то, какие операции вы сможете производить на дисплее. Первые смартфоны, оснащаемые резистивными экранами, ограничивались одним одновременным касаниям, чего не всегда было достаточно. Экраны современных смартфонов поддерживают зачастую 2, 3, 5 или 10 одновременных касаний. Что дает большое число одновременных касаний:

  • Масштабирование и зуммирование. Одна из первых функций, которая появилась в iPhone – первом смартфоне с поддержкой двух одновременных касаний. Так, можно уменьшать или увеличивать изображения, сводя или разводя пальцы на экране.
  • Управление жестами. Несколько пальцев дают возможность задействовать различные жесты.
  • Управление в играх. Большинство современных игр требуют задействование одновременно нескольких пальцев.

Не стоит гнаться за поддержкой 10 одновременных касаний, если вы не играете на смартфоне. Подавляющему числу пользователей вполне достаточно 5 касаний, а еще менее требовательные не будут испытывать дискомфорта и с 2.

Значимые при выборе экрана смартфона параметры, идущие рука об руку. Диагональ дисплея отражает его размеры в дюймах.

Дюйм соответствует 2.54 сантиметрам. К примеру, диагональ экрана 5-дюймового смартфона в сантиметрах составляет 12.7 сантиметров. Обратите внимание : диагональ измеряется от угла до угла экрана, не затрагивая рамки.

Какую диагональ экрана выбрать? На этот вопрос вам придется ответить самостоятельно. Рынок современных смартфонов предлагает самые разные диагонали, начиная примерно с 3.5-4 дюймов, заканчивая практически 7 дюймами. Есть и более компактные варианты, но их в расчет можно не брать – работать с миниатюрными иконками не очень удобно. Наилучший способ выбрать диагональ – лично подержать смартфон в руках. Если вам комфортно пользоваться одной рукой, значит, диагональ «ваша».

Рекомендовать конкретные цифры нельзя и потому, что у каждого человека разный размер руки, длина пальцев. Одному и 6-дюймовым пользоваться комфортно, другим – и 5 дюймов много. Также стоит учитывать, что смартфоны с одинаковой диагональю могут быть разных размеров в общем. Простой пример: 5.5-дюймовый сопоставим с 5-дюймовой моделью с обычными рамками. Поэтому при выборе экрана смартфона желательно еще и толщину рамок брать в расчет.

Как бы то ни было, наблюдается тенденция увеличения диагоналей экрана. Если в 2011 году подавляющее большинство пользователей ограничивалось 4 дюймами, то в 2014 году наибольший процент принадлежал 5 дюймам, сегодня рынок захватывают решения с 5.5 дюймами.

С разрешением ситуация обстоит попроще.

Разрешение отражает количество пикселей на единицу площади. Чем больше разрешение – тем качественнее картинка. Опять же, одинаковое разрешение по-разному выглядит на двух отличных диагоналях. Здесь же стоит упомянуть о плотности пикселей на дюйм, которая обозначается аббревиатурой PPI. Здесь то же правило, что в случае с разрешением: чем выше плотность – тем лучше. Правда, в точной цифре специалисты не сходятся: ряд утверждает, что комфортное значение начинается с 350 PPI, другие приводят большие цифры, третьи – меньшие. При этом стоит помнить, что человеческое зрение очень индивидуально: кто-то ни пикселя не увидит и при 300 PPI, а другой и при 500 PPI найдет к чему придраться.

  • при диагонали до 4-4.5 дюймов большинство смартфонов получают разрешение 840х480 пикселей (примерно 250 PPI);
  • от 4.5 до 5 дюймов хорошим выбором является HD-разрешение (1280х720 точек) (плотность составляет от 326 до 294 PPI)
  • более 5 дюймов – стоить смотреть в сторону FullHD (1920х1080 пикселей) или еще более высоких разрешений

Последние смартфоны Samsung и ряд моделей от других компаний получают разрешение 2560×1440 точек, что обеспечивает высокую плотность пикселей и четкую картинку. Недавний флагман от Sony и вовсе был представлен с разрешением экрана 4К, что при 5.5 дюймов гарантирует рекордные 801 PPI.

Покрытие экрана

До недавних пор экраны мобильных устройств покрывались обычным пластиком, который быстрый царапался, искажал цветопередачу, да и тактильно ощущался не очень. На смену пришло стекло, которому нипочем завалявшиеся в кармане ключи. Сейчас на рынке представлено ни одна разновидность стекол, которые отличаются прочностью и, соответственно, ценой. Особую популярность сегодня снискали 2.5D-стекла, изогнутые с краев. Они не только гарантируют высокую надежность, но и придают смартфону более стильный вид.

Кроме того, экраны современных смартфонов обладают специальным жирооталкивающим покрытием (олеофобный слой), который обеспечивает хорошее скольжение пальца, а также предотвращает появление пятен. Чтобы определить наличие олеофобного слоя, достаточно поместить на экран каплю воды. Чем лучше капля сохраняет форму (не растекается), тем качественнее слой.

Естественно, качество олеофобного слоя и стекла сказываются на стоимости смартфона. Вы вряд ли найдете бюджетную модель, которая сможет похвастаться таким же прочным стеклом, как у флагманского решения. Сегодня наиболее популярным производителем защитных стекол является компания Corning, линейка которой заканчивается Gorilla Glass 5.

Дополнительный экран

Если одного дисплея вам мало, то ряд компаний предлагает смартфоны с дополнительными экранами. Они, как правило, небольшие, а служат для вывода уведомлений. А YotaPhone 2, известный многим, предлагает второй E-link дисплей, занимающий всю тыльною сторону, на котором удобно читать. В модельном ряду LG есть решения с небольшим экраном, отображающим уведомления. Недавно подобным смартфоном с дополнительным экраном отметилась и Meizu со своим флагманом .

Второй экран – довольно-таки своеобразная фишка, которая нужна далеко не каждому. Тем не менее, своего пользователя подобные смартфоны находят, да причем и не одного.

Заключение

Что ж, вроде рассказали обо всех тонкостях выбора экрана смартфона. Материал получился довольно обширным, надеемся, ответы на свои вопросы найдет каждый. Не стоит гнаться за самым дорогим экраном, но и слишком экономить противопоказано – ищем ту самую золотою середину. Хотя нынешний рынок мобильной электроники и сам вас направит в нужное русло, указав на то, что популярно и востребовано. Сегодня значительно ниже риск наткнуться на некачественный дисплей, который будет тупить при нажатиях, производители существенно подняли планку качества. Даже компании третьего эшелона в своих ультрабюджетных смартфонах используют вполне добротные матрицы. Ну, а нам лишь остается пожелать вам удачи в выборе.

Кстати, линейка статей о критериях правильного выбора не заканчивается. Мы уже рассказали о том, ознакомьтесь. Скоро появятся материалы на тему выбора процессора и камер, так что подпишитесь на уведомления и группу «Вконтакте».

Лучшие мониторы с разрешением Ultra-HD: выбор ZOOM

В принципе, сейчас производители способны собрать монитор сколь угодно большого размера - конечно, в пределах разумного - угол зрения человека далеко не 180 градусов. В реальности это означает, что современный максимум определён рынком в 34 дюйма (для монитора). Если нужно больше - то всегда можно подключить компьютер к телевизору, благо универсальные цифровые входы оставили в прошлом любые искажения и ухудшения картинки.

Впрочем, в отличие от тех же телевизоров, наращивание диагонали у мониторов - не самоцель. Площадь экрана монитора должна расходоваться разумно, а изображение совмещать в себе комфорт для глаз, максимум информативности, широту цветового охвата и правильность цветопередачи. Конечно, о чудесном совмещении всех требований в одной модели можно только мечтать - особенно уповая на адекватность цены. Но если искать лучшие образцы по одной или нескольким смежным характеристикам, найти желаемое вполне можно.

* * *

Доступные на сегодняшний день на российском рынке мониторы с разрешением Ultra-HD можно поделить на несколько групп.

Группа мониторов с матрицей TN диагональю 28 дюймов

Самая многочисленная группа - модели с матрицей TN. Типичный размер их дисплея соответствует диагонали в 28 дюймов. Для разрешения 1920 на 1080 пикселей она несколько велика, а вот 3840 на 2160 тут смотрится неплохо. Стоимость таких мониторов начинается от границы в 25-26 тысяч рублей, что по меркам класса Ultra-HD - очень бюджетно.

Samsung U28D590D

Одним из самых доступных по стоимости на сегодня считается монитор Samsung U28D590D. Его средняя цена в российских магазинах составляет 25 тысяч рублей, но, поискав, можно обнаружить место, где с вас возьмут на тысячу-другую меньше.

Как уже было сказано выше, устройство относится к группе мониторов, использующих матрицу TN+Film диагональю 28 дюймов. Этот фактор - основной для снижения стоимости Samsung U28D590D. Как известно, технологию TN+Film отличает простота и дешевизна производства, относительно небольшая зона обзора без эффекта «угасания» цветов, невысокий уровень контраста и хорошая скорость отклика. Качество цветопередачи формально не относится к «природным» характеристикам матрицы и зависит от усилий производителя. Разрешение монитора Samsung U28D590D стандартное для Ultra-HD - 3840 на 2160 точек.

Для подключения монитор использует порт DisplayPort или два порта HDMI версии 1.4а. Это позволяет Samsung U28D590D выводить картинку в разрешении Ultra-HD с частотой 60 герц. Нужно отметить, что многие более дорогие мониторы ограничены выводом изображения Ultra-HD с частотой не выше 30 герц.

Ещё одной «удешевляющей» особенностью Samsung U28D590D можно признать его подставку. Она позволяет изменять положение монитора только путём небольшого наклона назад на угол до 15 градусов. Возможности повесить устройство на стенку с помощью крепления VESA у Samsung U28D590D нет.

Согласно заявленным характеристикам, матрица Samsung U28D590D справляется с выводом 1 миллиарда цветов (выводит цвет в 10-битной гамме на канал), обладает контрастностью 1000:1, максимальной яркостью 370 кандел на квадратный метр, скоростью обновления (Gray to Gray) в 1 миллисекунду и углами обзора 170 на 160 градусов. Формально матрица - устройство высокого класса.

Практическое тестирование монитора показывает, что матрица Samsung U28D590D действительно заслуженно претендует на положительную оценку пользователя. Даже заводские настройки не разочаруют большинство пользователей. Воспользовавшись же калибровкой можно довести функциональность монитора до очень высокого уровня. Конечно, строго профессиональное использование Samsung U28D590D в качестве рабочего инструмента художника или фотографа можно поставить под вопрос, однако, любые другие задачи этому монитору вполне по плечу.

Samsung U28D590D хорошо подойдёт тем, кто серьёзно нацелился на использование монитора с разрешением Ultra-HD, но хочет немного сэкономить. Высокая детализация будет полезна и в играх, и при работе с офисными документами, и при редактировании изображений. Некоторые разочарования, впрочем, возможны из-за проблем с масштабированием у некоторых программ и игр. К тому же игры в разрешении Ultra-HD могут потребовать очень мощной конфигурации компьютера, сочетающей флагманские видеокарты с новейшими процессорами.

Acer XB280HK

Если при покупке монитора Samsung U28D590D только предполагается его использование в составе игровой системы, то для модели Acer XB280HK этот режим эксплуатации можно признать основным. Всё дело в интегрированном в данный монитор модуле NVIDIA G-SYNC.

Технология NVIDIA G-SYNC - это программно-аппаратный комплекс, задача которого состоит в борьбе с «заморозкой» изображения и рассинхронизацией работы монитора и видеокарты в играх. Программная часть NVIDIA G-SYNC «зашита» в универсальных драйверах для карт серии NVIDIA GeForce, а аппаратная представляет собой сами новые карты GeForce и специальный модуль, устанавливаемый производителями в свои мониторы. В классе мониторов с разрешением Full-HD таких моделей уже несколько, а среди мониторов с разрешением Ultra-HD подобных устройств, кроме Acer XB280HK, пока нет.

Модель создана на базе матрицы TN+Film с диагональю 28 дюймов и разрешением 3840 на 2160 точек. Согласно заявленным характеристикам, цветопередача у экрана составляет 16,7 миллиона цветов (8 бит на канал). Максимальная яркость экрана находится на уровне 300 кандел на квадратный метр, контраст - 1000:1, скорость обновления (Gray to Gray) - 1 миллисекунда. Углы обзора должны достигать отметок в 170 и 160 градусов.

Конструкция подставки Acer XB280HK позволяет монитору принимать портретное положение, можно регулировать положение экрана по высоте над уровнем стола и менять угол наклона на 5 градусов вперёд и 35 градусов назад. На корпусе устройства находится механизм крепления на стену VESA размером 100 на 100 миллиметров.

Интерфейсы Acer XB280HK включают в себя DisplayPort версии 1.2, позволяющий передавать с источника сигнала изображение в разрешении Ultra-HD с частотой 60 герц, и концентратор с четырьмя портами USB версии 3.0.

В целом, с формальной точки зрения Acer XB280HK можно отнести к моделям высокого уровня - монитор обладает хорошим дизайном и эргономикой и должен демонстрировать приятную картинку.

В реальности Acer XB280HK действительно хорошо справляется со всеми неспецифическими задачами. К изображению при работе с офисными программами, любительской работе в графических пакетах, просмотре кинофильмов и игре вопросов не возникает.

Что касается уникальных свойств монитора, основанных на наличии модуля NVIDIA G-SYNC, то они действительно находятся на высоте. Технология работает в обозначенных компанией NVIDIA рамках. А они, не стоит забывать, предполагают, что G-SYNC становится эффективен при возможности запуска игры с скоростью от 60 FPS (кадров в секунду). Соответственно, увидеть технологию в действии на разрешении Ultra-HD можно только на топовых конфигурациях, включающих два флагманских видеоускорителя серии GeForce.

Впрочем, Acer XB280HK отлично поддерживает более низкие, чем Ultra-HD, разрешение. К примеру при детализации 2650 на 1440 точек максимальная частота обновления матрицы составляет 144 герца.

Группа мониторов с матрицами IPS, PLS и IGZO IPS диагональю более 30 дюймов

Не секрет, что применение в мониторах матриц с технологией IPS и PLS позволяет значительно улучшить свойства изображения, приблизив его к профессиональным требованиям работы с графикой. Профессиональное использование монитора также трудно представить без эргономичной конструкции устройства и его широкой функциональности. Всё это в совокупности заметно увеличивает стоимость моделей этой группы по сравнению с описанными выше.

Samsung U32D970Q

Что имеется в виду под «заметным увеличением стоимости»? Для примера возьмём монитор Samsung U32D970Q. Он того же производителя, что выпустил «бюджетный» U28D590D. «Старший брат» с матрицей PLS диагональю 31,5 дюйм оценён в три с половиной раза больше - от 80 до 90 тысяч рублей, в зависимости от удачи покупателя.

Естественно, при таких затратах Samsung U32D970Q однозначно определяется как инструмент профессионала и от него ждут удобства в работе и точности в передаче картинки.

Матрица PLS, установленная в мониторе, является внутренней разработкой Samsung. Она обеспечивает 10-тибитную точность цвета на каждый канал, то есть общая цветопередача составляет 1 миллиард цветов. Согласно официальным техническим характеристикам, экран Samsung U32D970Q имеет максимальную яркость 350 кандел на квадратный метр, контраст на уровне 1000:1 и скорость обновления (Gray to Gray) 8 миллисекунд. Углы обзора 180 на 180 градусов - что полностью соответствует стандартам технологий PLS и S-IPS.

Подставка монитора позволяет вращать Samsung U32D970Q, устанавливая его в портретном режиме, поднимать и опускать относительно уровня стола, поворачивать вокруг вертикальной оси и отклонять на угол до 25 градусов (5–20 градусов). Внешний источник изображения может быть подключён к этой модели через порты DVI-D (HDCP), HDMI версии 1.4 или один из двух портов DisplayPort. Также в конструкции Samsung U32D970Q предусмотрен хаб USB из четырёх входов, сертифицированных по версии 3.0.

Амбиции Samsung U32D970Q как инструмента для профи выражены у монитора весьма ясно. Среди них наиболее интересны следующие вещи.

Во-первых, индивидуальная заводская калибровка каждого экземпляра по 25 зонам экрана, после которой цветовое покрытие составляет 100% пространства sRGB и 99,5% пространства Adobe RGB.

Во-вторых, возможность разбиения экрана на 2 или 4 независимые зоны, в каждой из которых формируется отдельная картинка от отдельного источника сигнала.

В-третьих, у Samsung U32D970Q есть любопытная функция вывода картинки сразу в двух цветовых профилях. Выбор тут предоставляется между основным режимом, режимом High-brightness, цветовыми пространствами sRGB, Adobe RGB, SMPTE-C, BT.709, EBU, DCI, DICOM и тремя запоминаемыми монитором установками калибровки.

Реальное использование Samsung U32D970Q в полной мере подтверждает его заявленные качества. Модель обладает отличной эргономикой, большой площадью экрана, очень точной цветопередачей, богатейшими настройками и великолепной детализацией. Единственное, в чём немного слукавил производитель – это контраст. При беспроблемном выводе снежно-белого цвета, глубина чёрного соответствует заявленному значению 1000:1 едва ли больше, чем на три четверти.

DELL UP3214Q

Компания Dell занимает на рынке мониторов довольно прочное положение, поэтому странно было бы не ожидать от неё выпуска качественной флагманской модели с разрешением Ultra-HD. Таковой стал монитор DELL UP3214Q с диагональю экрана 31,5 дюйм. Его матрица создана на основе технологии IGZO-IPS и имеет стандартное разрешение 3840 на 2160 точек.

Традиционными достоинствами технологии IGZO считается относительно меньшее энергопотребление и заметно меньший размер элемента экрана. И то, и другое весьма полезно для мониторов Ultra-HD, поэтому появление таких экранов у данного класса устройств вполне ожидаемо.

Поскольку структура экрана DELL UP3214Q обозначена как IPS, то с базовыми характеристиками у модели всё более или менее ясно: максимальная яркость составляет 350 кандел на квадратный метр, контраст - 1000:1, обзор - 178 на 178 градусов, скорость обновления Gray to Gray равна 8 миллисекундам. Используемая в мониторе матрица Sharp LQ315D1LG9D выдает 10 бит на цветовой канал, что позволяет выводить более миллиарда цветов.

Коммуникационные возможности DELL UP3214Q достаточно широки. Присутствует порт HDMI версии 1.4 и два порта DisplayPort (полноразмерный и «мини») версии 1.2. Последнее - крайне важно для обеспечения частоты смены кадров на уровне 60 герц в разрешении Ultra-HD. Также на корпусе монитора имеется хаб на четыре (3+1) порта USB 3.0 и слот для чтения флэш-карт формата 6-in-1.

Внешне ничем не примечательная подставка монитора с точки зрения эргономики весьма хороша. Она позволяет опускать и поднимать экран над уровнем стола, поворачивать его вокруг вертикальной оси на 30 градусов в каждую сторону и наклонять на углы от -5 до 20 градусов. Работа в портретном режиме для DELL UP3214Q невозможна и подставка функцию поворота не поддерживает.

С точки зрения профессионального практического использования DELL UP3214Q представляет собой недешёвый, но очень хороший инструмент. Монитор отлично калибруется уже на заводе, но при этом поддерживает любые методы дополнительной калибровки. Цветовой охват модели составляет 100% пространства sRGB и 99% пространства Adobe RGB. Контраст и максимальная яркость практически полностью соответствуют заявленным.

LG 31MU97

Обозначенная нами тема «Лучшие мониторы с разрешением Ultra-HD» формально не разрешает включить в обзор новый монитор LG 31MU97. Разрешение его матрицы равно 4096 на 2160 точек - а это уже полноценное 4K с сертификатом DCP-P3 от Digital Cinema Color.

Тем не менее, пройти мимо данной модели нельзя. Она только начала поступать на рынки США, Южной Кореи, Германии, Австралии и Великобритании и представляет интерес как новое поколение полупрофессиональных мониторов, ориентированных как на использование в работе с графикой, так и на домашнее применение.

Экран LG 31MU97 сделан на базе матрицы AH-IPS диагональю 31 дюйм. Цветопередача на уровне 1 миллиарда цветов соответствует выводу 10 битов информации на канал. Монитор официально обеспечивает полное покрытие цветового пространства sRGB и 99,5% пространства Adobe RGB. Уже упоминавшийся выше сертифицированный DCP-P3 заявлен как покрываемый на 97%.

Технические характеристики матрицы обещают уровень максимальной яркости в 320 кандел на квадратный метр, контраст 1000:1 и скорость обновления Gray to Gray на уровне 5 миллисекунд. Очень неплохой показатель для матрицы IPS, заставляющий говорить о LG 31MU97 как о серьёзном выборе для комплектования игровой станции.

Конструкция LG 31MU97 предусматривает наличие хаба на четыре порта USB версии 3.0 и аудиовыхода.

Стать частью медиацентра нового поколения LG 31MU97 должны помочь два порта HDMI версии 1.4а и встроенные стереодинамики мощностью 5 ватт каждый.

Профессиональное использование монитора для работы в графических пакетах, фоторедакторах и программах моделирования обеспечивается широким набором механизмов калибровки (включая программный комплекс True Color Pro) и поддержкой уже виденного у Samsung U32D970Q режима вывода изображения сразу в двух цветовых профилях.

При всей универсальности, LG 31MU97 старается не испугать ценой. В странах, где монитор уже доступен для покупки, его стоимость близка к 1500 долларам США. О том, в какую сумму его оценит российский рынок станет известно уже скоро.


Матрица Диагональ Особенность Цена
Samsung U28D590D TN-Film
28’’
  • Самая низкая цена в классе UltraHD
i 25 000
Acer XB280HK
  • Модуль NVIDIA G-SYNC
i 31 000
Samsung U32D970Q PLS 31,5’’
  • Деление экрана на 4 зоны
  • Работа с 7 цветовыми пространствами
i 86 000
DELL UP3214Q IPS
  • Матрица IGZO
i 120 000
LG 31MU97 31""
  • Разрешение 4K
  • Сертификат DCP-P3 от Digital Cinema Color
  • Скорость обновления 5 миллисекунд
  • Показ изображения в 2 цветовых профилях сразу
1500 USD

Наверняка вы задавались вопросом – каким образом Apple удалось сделать iPad Air таким легким, тонким и компактным? Ответ прост – отчасти это удалось благодаря передовой «дисплейной» технологии IGZO.

IGZO, или оксид индия, галлия и цинка (Indium Gallium Zinc Oxide) - будущее дисплеев высокого разрешения. Технология позволяет уместить на относительно небольшой площади огромное количество пикселей и уменьшить при этом энергопотребление этих пикселей по сравнению с предшествующими технологиями.

Перспективный полупроводниковый материал IGZO, используемый как канал для прозрачных тонкопленочных транзисторов, довольно давно претендовал на практическую реализацию в массовом коммерческом продукте – нужно было, чтобы какая-то компания взяла на себя риски и запустила дисплеи на основе IGZO в массовое производство. Такой компанией, как вы уже догадались, стала Apple, применившая разработку в своем планшете .

IGZO позволил не только произвести прозрачные транзисторы – материал обладает значительно большей (в 35-40 раз) подвижностью электронов, чем у аморфного кремния (a-Si), применяемого для изготовления дисплеев нынешнего поколения.

Аморфный кремний сам по себе непрозрачен, однако можно произвести из него транзистор в виде тончайшей полупрозрачной пленки, который будет пропускать свет. Благодаря большой скорости движения электронов, транзисторы на основе IGZO могут иметь намного меньшие размеры, что позволяет, соответственно, увеличить плотность размещения пикселей и понизить энергопотребление. Транзисторы на основе IGZO обладают намного большей прозрачностью, благодаря чему улучшается качество картинки. Также для отображения картинки на дисплее потребуется подсветка меньшей мощности, что, опять же, приводит к экономии энергии.

У IGZO существует и конкурирующее решение – LTPS (Low-temperature polycrystalline silicon) – низкотемпературная поликремневая технология, еще одна альтернатива аморфному кремнию. LTPS тоже предполагает большую скорость движения электронов и позволяет создавать энергоэффективные дисплеи с великолепным качеством изображения, однако производство LTPS-дисплеев дорогое и сложное.

Один из лучших примеров применения LTPS на практике – новый Kindle Fire HDX: одно из немногих устройств на рынке, имеющих дисплей более совершенный, чем у iPad Air. Если верить словам Раймонда Сонейры из компании DisplayMate, дисплеи iPad Air, использующие технологию IGZO, потребляют на 57 % энергии меньше, чем дисплей прошлогоднего iPad 4 - это огромная разница в рамках смены одного поколения. Как бы то ни было, LTPS-панель, используемая в новом Fire, еще более энергоэффективна – она потребляет на 30 % меньше энергии, чем дисплей iPad Air!

По многим параметрам LTPS превосходит IGZO, однако у IGZO все шансы на победу благодаря низкой цене и невысокой сложности производства. Технология LTPS, вероятнее всего, окажется полезной в дорогих топовых аппаратах и флагманах, тогда как IGZO будут ставить во все остальные смартфоны, планшеты, ноутбуки, мониторы и телевизоры.


Впервые коммерческие продукты на основе IGZO были представлены компанией Sharp, однако вскрытие iPad Air показало, что ЖК-панель планшета произведена компанией LG. Пока очень мало общедоступной информации о производственных мощностях LG, специализирующихся на выпуске продукции с IGZO-полупроводниками, но очевидно, что компания уже приобрела все нужные патенты или каким-то образом скооперировалась с Sharp для налаживания выпуска огромных партий 9.7’’ дисплеев для Apple, выполненных по новой технологии.

Также очевидно, что через год или два мы увидим большой ассортимент IGZO-дисплеев для ноутбуков и стационарных компьютерных мониторов (хотели бы вы приобрести, скажем, 24-дюймовый 4K-монитор по цене среднего современного монитора?).

Мы познакомимся с особенностями мониторов, созданных по новой технологии. Вернее, с использованием новых элементов: оксида индия, галлия и цинка (сокращенно IGZO) - в совокупности образуют материал, который обеспечивает в транзисторах дисплеев более высокую проводимость и меньший ток утечки. Это, в свою очередь, позволяет применять экономичные транзисторы малых размеров и получать меньшую частоту обновления экрана, иными словами - высокую плотность пикселей в сочетании с небольшим энергопотреблением.

Чтобы не забивать вам голову, опишу вкратце преимущества IGZO дисплеев:

  • Более высокая пиксельная плотность
  • Меньшее энергопотребление
  • Высокая точность сенсорного управления

IGZO — четкость в сочетании с экономичностью

Новый материал для ЖК-матриц превосходит все остальные технологии изготовления экранов. Он идеально подходит для мониторов с разрешением и мобильных устройств формата Ultra HD. IGZO-экраны демонстрируют преимущества в тех областях, где привычные ЖК-мониторы достигли апогея. Речь идет об уровне плотности пикселей и поддержке разрешения Ultra HD. Новые дисплеи уже используются в различных устройствах, начиная со смартфонов (Sharp SH-06Е - 1920×1080 точек/460 ppi), планшетов (например, BungBungame - 2560×1600 точек) и заканчивая ноутбуками (Fujitsu Lifebook UH 90 - 3200×1800 точек). Решения IGZO встречаются и в мониторах и телевизорах, поддерживающих разрешение 4K (ASUS PQ321QE). Совсем забыл сказать, что заслуга в создании данной технологии принадлежит компании Sharp.

Чтобы увидеть разницу, достаточно продемонстрировать сравнение новейших планшетных ПК. Если открыть в iPad mini (1024×768 точек) и iPad 4 (2048×1536 точек) одну и ту же страницу в Интернете, то шрифт в iPad mini покажется расплывчатым, при уменьшении изображения буквы сливаются друг с другом, в то время как картинка в iPad 4 необычайно четкая. Стоит заметить, что iPad использует не технологию IGZO, а конкурентную ей — LTPS (Low Temperature Poly-Silizium, низкотемпературный поликристаллический кремний). Обе разработки хорошо подходят для высоких разрешений, но IGZO потребляет меньше энергии.
При использовании поликристаллического кремния для получения высокой плотности пикселей (свыше 400 ppi) появляется необходимость уменьшения транзисторов. Чем они меньше, тем больше ток утечки, а значит, электроны перемещаются по транзистору даже тогда, когда он выключен. Кроме того, через равные промежутки времени требуется выполнять обновление изображения, так как ток утечки может вызвать случайное переключение. В транзисторе с каналом из IGZO ток утечки в выключенном состоянии практически отсутствует, что не только экономит энергию, потому что необходимость в частом обновлении отпадает, - это еще означает, что устранены преграды на пути к созданию тонкопленочных транзисторов меньших размеров.
IGZO-дисплеи способны даже при отключенных транзисторах TFT в течение определенного времени сохранять содержимое экрана. По информации Sharp, теперь есть возможность «безболезненного» снижения частоты с 60 до 25 Гц. Кроме того, IGZO-экраны обрабатывают сенсорные команды точнее, так как обновление изображения создает помехи для сигналов сенсорного ввода. Несмотря на это, остается неясным, когда IGZO появится на массовом рынке. Пока что дисплеи Sharp используются в нишевых продуктах. Другие же производители делают ставку на дорогую технологию LTPS. Думаю, массовое внедрение IGZO не за горами.

Мониторы так называемого стандарта 4К ворвались в нашу жизнь не так давно. О них заговорили около трёх лет назад, первым доступным моделям в начале 2015 года исполнится около двух лет, а время, когда они станут доступными массовому покупателю ещё впереди. Все предпосылки для снижения стоимости есть, но пока же компании-производители оттачивают свои умения на дорогих и в основной массе – продвинутых моделях, наполняя свои “кассы” благодаря интересу со стороны ярых техногиков и просто поклонников всего самого современного и нового. Именно благодаря им в ближайшие 2-3 года поставить перед собой дисплей с разрешением 3840x2160 пикселей (и даже больше) с качественной IPS/PLS/AHVA/IGZO/*VAматрицей смогут позволить люди не готовые выкладывать за новый монитор более 30 тысяч рублей. А доступные уже сейчас TN+Film решения станут в 2-3 раза дешевле.

Из этой статьи вы узнаете об особенностях моделей 4К, их различиях между собой, что было раньше, что ждать в будущем, брать сейчас или потом и, о возможных альтернативах, которых хватит на ближайшие 3 года. И да, кроме всего прочего мы затронем мониторы стандарта 3.5К и 5К, которые также уже существуют на рынке. Почему бы и нет? Выбор должен быть всегда.

Обо всём понемногу:

Стандарт 4К и с чем его “едят”

Для начала разберёмся в том, что собой представляет стандарт 4К и почему именно такой термин используется в обиходе. Есть две теории. Первая – количество пикселей в панели 3840x2160 ровно в четыре раза больше, чем в самых популярных на сей момент мониторах стандарта FullHD (1920x1080). Вторая – когда только заговорили о подобных моделях, то предполагалось, что по длинной стороне у них будет не менее 4000 пикселей, что в сокращённом виде можно представить именно как 4К. В этом случае давать такое название наиболее распространённым моделям с разрешением 3840x2160 пикселей не более, чем маркетинговый ход. С другой стороны – это не имеет большой роли. Не всё ли равно как называть?

Так что же из себя представляют новые компьютерные мониторы? Это панели с диагональю от 23.6 до 34 дюймов с заметно меньшим по величине пикселем и соответственно большей плотностью точек на дюйм. Это сказывается на чёткости картинки, работая за дисплеем на небольших - средних расстояниях (от ужасающих для глаз и головы 20 см до, приблизительно, 100-110 см от рабочей поверхности матрицы экрана). А нагрузка на основные компоненты ПК, безусловно, сильно возрастает, поскольку приходится обрабатывать в 3-4 раза больше графической информации. Хотя тут не всё так однозначно – разницу, которую вы увидите и сможете ощутить, сравнивая со своим старым монитором, зависит и от вашего зрения.

Тут в качестве примера можно привести экраны современных смартфонов и планшетов. Вы хотите увидеть перед собой чёткость картинки, как на устройствах от Apple с их понятием “Retina” (дурацкий термин на самом деле)? Не выйдет. Плотность пикселей мониторов 4К начинается от 135 пикселей на дюйм и заканчивается величиной в чуть более 200 ppi у уже не выпускаемых на данный момент 22.2-дюймовых моделей. В основном приходится говорить о цифрах в 165-185. При этом даже у самого первого iPhone цифры были порядка 163, начиная с iPhone 4 – 326 пикселей на дюйм, а у iPhone 6 Plus и вовсе 401. Я уж не говорю про флагманов корейских компаний с экранами с плотностью 550-600 пикселей. На этом моменте некоторые читатели могут заметить, что диагонали экранов совершенно разные и расстояние при работе за монитором и телефоном сильно различаются. Да, всё верно. Но когда мы говорим о чёткости картинки, то важны два основных параметра – плотность пикселей и расстояние ваших глаз до экрана. Не у всех глубокие столы, не всегда предоставляется возможность придвинуть монитор вплотную к стене (подставки у дисплеев бывают очень большие) и сесть на большом расстоянии из-за нахождения на столе клавиатуры и мышки. Из-за этого расстояние до экрана не редко не превышает 60-70 см. Находясь в помещении без толпы людей, я и, уверен, многие другие пользователи смартфонов, спокойно работают со своими гаджетами на расстоянии слегка согнутой руки, что составляет около 50-60 см от глаз до поверхности экрана. По крайней мере, у меня получились именно такие величины. Разница не велика, а вот плотность пикселей в случае с современным носимым устройством (флагманы второго квартала 2013 – начала 2014 года) вдвое больше. Таким образом, войну за чёткость изображения даже самый лучший монитор стандарта 4К моментально и безоговорочно проигрывает.

Но не стоит сразу разочаровываться. Чаще сравнение происходит в одной плоскости – с другими настольными мониторами и в таком случае для 4К моделей всё более радужно. Тут сразу вспоминается, что далеко не все могут различить разницу между 300 и 500-600 пикселями на дюйм на экранах современных смартфонов, а вот переход от 150 к 300 даёт заряд позитива и ощущение совсем иного качества картинки перед глазами. Так оно и есть. Именно поэтому, если вы планируете переход с 27-дюймового Full HD дисплея (81 пиксель на дюйм - ppi) на 27-дюймовый 4К с разрешением 3840x2160 пикселей (163 ppi), то разница будет колоссальной. Будет она такой и при замене 24-дюймового монитора WUXGA (1920x1200 пикселей) на нечто большее стандарта 4К. Хочется ещё больших впечатлений? Такую возможность вам предоставят 23.8-дюймовые модели с разрешением 3840x2160 (185 ppi) пикселей и 27-дюймовые 5120x2880 (218 ppi) с соответствующим ценником.

Касаемо перехода с 27-дюймовых вариантов стандарта WQHD (2560x1440 пикселей) на сравнимые по диагонали модели 4К можно отметить следующее – разница будет заметна, но для некоторых не станет принципиальной. Если же рассматривать ещё большую диагональ в сравнении с 27-дюймовыми WQHD, то и видимая разница будет уменьшаться. Стоит отметить, что уже в январе 2015 года будут доступны в рознице промежуточные варианты для тех, кто не готовь тратить свои деньги на 4К и уже устал от Full HD на диагоналях от 23.8 до 25 дюймов. Варианты с обеими диагоналями впервые будут выпущены с разрешением 2560x1440 пикселей, что в пересчёте на плотность составит 123 и 117 ppi соответственно. Хорошие показатели, которые устроят не самого придирчивого покупателя.

Переходим ко второму пункту - производители 4K матриц решили возвратиться на 5-7 лет назад, сделав их, как минимум, 8-битными, а в некоторых случаях сразу 10-битными (в частности для моделей с расширенным цветовым охватом), в то время как свыше 90% всех ныне выпускаемых дисплеев являются псевдо 8-битными (6 бит + дизеринг). Данный факт влияет на качество воспроизведения градиентов и точности передачи цветовых оттенков и полутонов. Все ли увидят разницу? Нет. Как ни странно – меньшинство. Да и то, все они будут близки к таким темам, как: фотография, полиграфия, дизайн, профессиональная обработка видео контента. Часть из них ещё будут являться перфекционистами. А ведь хорошую матрицу ещё можно “убить” плохой электронной начинкой и безобразной заводской настройкой, которой восстановить качество градиентов не поможет даже калибровка. Не всё так просто, как хотелось бы.

Теперь о стоимости, о которой говорить сейчас довольно проблематично ввиду нестабильности рубля и всех рынков в целом. Изначально, первые, действительно доступные для розницы 4К дисплеи в переводе на наши “деревянные” стоили от 140-150 тысяч рублей, а в основе лежала 31.5-дюймовая IGZO (она же ASV, она же *VA на основе IGZO). Позже их стоимость снижалась до 120 и даже 85 тысяч. На момент написания этой статьи они вновь стоят от 110 до 150 тысяч. Вторыми (сверху вниз) по доступности можно признать 31.5-дюймовые модели с PLS матрицей от Samsung по цене в 80000-90000 рублей. Это вариант для тех, кто не хочет переплачивать за не столь существенные для постоянной работы достоинства IGZO. Далее следуют новейшие 27-дюймовые решения на IPS и AHVA за ~45000-50000 рублей, где-то около них приютились 23.8-дюймовые IPS с расширенным цветовым охватом. После них 23.8-дюймовые решения с обычной W-LED подсветкой за 38000-42000 рублей, а замыкают список практически все без исключения 28-дюймовые TN+Film модели с ценником от 25 до 35 тысяч рублей.

Отдельным списком можно включить 27-дюймовые модели стандарта 5К с ценником свыше 100 тысяч рублей и IPS матрицей. Профессиональные модели от EIZO и NEC, в основе которых используются 31-дюймовые IPS с разрешением 4096x2160 пикселей и совсем не обычным соотношением сторон 17:9 (!) и знакомая 31.5-дюймовая IGZO (возможно, в одной из своих версий с расширенным цветовым охватом и GB-r-LED подсветкой). Варианты недо4К или так называемые 3.5К выпускаются только на IPS и *VA матрицах с самым, что ни на есть киношным соотношением сторон 21:9, диагональю 34 дюйма, а их стоимость составляет от 35 до 45 тысяч рублей. Существуют модели, как с обычной плоской поверхностью панели, так и изогнутые (Curved), позволяющие снизить возможную нагрузку на глаза и улучшить восприятие информации с экрана.

Типы/разновидности матриц и технические возможности

На данный момент матрицы стандартов 3.5K, 4Kи 5K представлены размером от 23.6 до 34 дюймов, с различным соотношением сторон – от привычных 16:9 и 16:10 до не совсем обычных для многих 17:9 и 21:9.

В производстве задействованы все основные игроки рынка. Это и LG Display с их AH-IPS матрицами, компании Samsung и AUO со своими ответами в лице PLS и AHVA, амбициозный Sharp с дорогими IGZO (ASV *VA). Редкий гость ChiMei Innolux (далее просто Innolux) с непонятными AAS, S-MVA и IPS-образными панелями и, конечно, их TN+Film матрицами, которые установлены в каждый доступный 28-дюймовый 4К дисплей. Также по таблице выше можно заметить присутствие на рынке IPS-Pro панели от Panasonic, которую мы с вами вряд ли когда-нибудь увидим в живых продуктах (также как и ~одну треть других панелей) и изогнутую *VA от Samsung в уже представленном публике мониторе S34E790C. Конкурентами последнему является пара моделей на AH-IPS с точно таким же соотношением сторон и изогнутой матрицей – DellU3415W и LG 34UC97. Тем, кто хочет обойтись обычными плоскими поверхностями можно предложить AOC u3477Pqu и LG 34UM95.

Профессионалы по работе с цветом тоже найдут для себя варианты среди пока что немногого разнообразия продуктов последних стандартов на полках магазинов. Если вас интересует расширенный цветовой охват, то можно рассмотреть 23.8-дюймовые модели от Dell, NEC, 31-32-дюймовые от BenQ, EIZO, LG и Samsung. Встретить на данный момент IGZO панель с расширенным ЦО в мониторах, продающихся в рознице – невозможно, хотя такие матрицы и существуют в природе (по данным самой Sharp). Все остальные же модели используют стандартную W-LED подсветку и отличаются цветовым охватом, близким к sRGB, что является нормой и вовсе не зазорно, даже когда вы платите за монитор свыше 100000 рублей. Ведь чаще от расширенного ЦО куда больше “головной боли”, чем реальной пользы.

Теперь кратко разберём плюсы и минусы основных типов матриц , используемых для 3.5-5К дисплеев:

TN+Film – самые доступные и дешёвые в производстве панели; отличаются плохими углами обзора, низкой точностью цветопередачи, сильным цветовым сдвигом, достаточно высокой скоростью матрицы (для класса 4К устройств). Несмотря на последний факт - назвать модели, основанные на этих 60 Гц матрицах игровыми, никак нельзя. За этим вам следует обратиться к 120-144 Гц с Lightboost, ULMB и прочими технологиями с совсем иными разрешением. Между тем мониторы на 4K TN+Film – это самый доступный вход в мир дисплеев современного стандарта. Выбирать среди таких моделей стоит лишь по дизайну и цене. Ждать многого от них не стоит (кроме чёткости картинки), собственно как и от всех других TN+Film различных стандартов и годов выпуска.

IGZO – красивое название ASV панелей производства Sharp, основанных на технологии *VA (тип ориентации жидких кристаллов) с применением транзисторов на основе оксида индия, галлия и цинка (англ. Indium gallium zinc oxide, сокр. IGZO). Сейчас это самые дорогие матрицы для 4К-5K дисплеев. Отличаются непревзойдёнными углами обзора, высокой стабильностью картинки и точностью цветопередачи. Так называемый Glow эффект на цветных изображениях сведен практически на нет. Слабо представлен он и на тёмных оттенках. Скорость отклика средняя, равномерность подсветки достойная, но возможны огрехи с неоднородностью поверхности. Присутствует некое подобие BlackCrush, как у обычных MVA, PVA, AMVA матриц. Варианты с обычной W-LED подсветкой не отличаются широким покрытием стандарта sRGB, показывая лишь удовлетворительный результат. Возможно, что в последних ревизиях IGZO и в профессиональных мониторах типа NEC это проблема уже решена. Что касается версий с изначально расширенным цветовым охватом, то пока они не нашли своего применения в выпускаемых мониторах. Скорее всего, скоро эта ситуация изменится.

AH-IPS – или просто IPS - ответ компании LG Display на дорогие IGZO, который пришлось ждать около года с момента выпуска первых 4К дисплеев. В ассортименте представлены панели в самых важных для отрасли типоразмерах и с различными типами подсветки (W-LED, GB-LED) для покрытия всех потребностей пользователей разного профиля. Из достоинств – более низкая цена, чем у IGZO, большая распространённость в мониторах, хорошие углы обзора и скорость отклика (уровень артефактов изображения зависит от конкретной модели дисплея), стабильность картинки, точная цветопередача (особенно после калибровки), достойные уровень покрытия основного цветового пространства sRGB, отсутствие Black Crush (заметный цветовой сдвиг на тёмных оттенках). Из минусов и особенностей – равномерность подсветки на чёрном хуже, чем у IGZO, присутствует знакомый Glow эффект (его сила зависит от модели установленной AH-IPS панели), как на цветных изображениях, так и крайних тёмных полутонах (чёрный цвет в том числе).

PLS – почти копия AH-IPS, но в версии от Samsung. Поскольку для многих название PLS до сих пор остаётся в диковинку, то многие производители мониторов указывают в технических характеристиках IPS или IPS-type, чтобы не пугать покупателей и конечных потребителей. По состоянию на конец 2014 года данный тип матрицы стандарта 4К представлен только в размере 31.5 дюйма в версии с GB-LED подсветкой и нативным расширенным цветовым охватом. Достоинства пересекаются с AH-IPS, плюс, слегка меньший Glow эффект и чуть лучшая равномерность подсветки. Рабочая поверхность приближена к матовой, чем к полуматовой. Среди знакомых недостатков – проблемы с артефактами от разгона матрицы, что, возможно, совсем скоро инженеры Samsung решат и заодно выпустят версии меньшей диагонали и с обычной W-LED подсветкой.

AHVA – ещё один конкурент и фактически аналог IPS/PLS панелей, но от компании AUO (AUOptronics). Скрывая это ни о чём не говорящее название для многих покупателей, производители мониторов прописывают в технических характеристиках IPS или IPS-type. Эти матрицы производятся двух размеров, но с одним соотношением сторон 16:9 – 27 и 32 дюйма. Существуют версии, как с обычной W-LED подсветкой и цветовым охватом, близким к sRGB, так и GB-LED с расширенным ЦО. К началу 2015 года в продаже можно будет найти мониторы на всех четырёх панелях AHVA типа. Достоинства схожи с IPS и PLS. Проблем с артефактами пока не замечено. Рабочая поверхность – полуматовая, от которой в AUO, похоже, не собираются отказываться, от чего покупатели только в плюсе. По доступности и ценам, мониторы на основе AHVA с большой долей вероятности будут самыми привлекательными уже в самое ближайшее время.

*VA – ещё один тип матрицы от Samsung, но на этот раз отличный от IPS. Основные достоинства, как и у любой другой *VA (AMVA, PVA, MVA) – глубокий уровень чёрного, хорошая равномерность подсветки на большой части оттенков, отсутствие Glow эффекта, полуматовая поверхность панели. Матрица наиболее оптимальна для продолжительной работы с текстом за счёт другой структуры пикселя (по крайней мере, так считается). Цветовой охват близкий к sRGB, подсветка обычная – W-LED. Углы обзора похуже, чем у IPS/PLS/AHVA и, естественно, не дотягивают до уровня IGZO от Sharp. Однако, сильно лучше, чем у любой TN+Film матрицы. Из особенностей панели – не самая высокая скорость отклика (пожалуй, на уровне или ниже, чем у IGZO), эффект Black Crush (он же заметный цветовой сдвиг на тёмных оттенках). Пока представлен лишь один вариант – изогнутая *VAпанель, установленная в модели Samsung S24E790C. В дальнейшем похожих мониторов должно стать больше. Возможно, что альтернативу выпустит компания AUO со своими AMVA в различных версиях.

Что в итоге у нас получается? Если вас устроит лишь чёткая картинка, а на все остальные рабочие параметры монитора вам наплевать, хочется чего-то нового и самого современного, а деньги поджимают или просто “душит жаба” – выбирайте любой из 28-дюймовых TN+Film , ориентируясь на понравившийся дизайн и адекватный для вас ценник.

Предполагается работа с текстом, продолжительный сёрфинг в интернете, программирование, просмотров кино (особенно в позднее время суток, без дополнительного освещения) и даже CAD моделирование? Тогда стоит рассматривать модели на *VA от Samsung, а в дальнейшем, очень может быть, AMVA от AUO.

Если интересует работа с графикой, фотографией, редактирование видео контента, не редко игры, просмотр фильмов без особых требований к равномерности подсветки матрицы, да и просто для всего понемногу – любой монитор на основе AH-IPS , PLS или AHVA станет наиболее оптимальным выбором и вложением денежных средств среди 4К-5К решений. Для тех кому требуется дополнительная рабочая площадь можно посоветовать присмотреться к 3.5К решениям на основе AH-IPS с соотношением сторон 21:9 – это действительно очень интересные мониторы с диагональю 34 дюйма, которые для некоторых станут более привлекательными со всех точек зрения, нежели 4К формата 16:9!

У вас достаточно денег, чтобы позволить себе один из лучших мониторов на рынке, который, впрочем, всё равно не лишён недостатков? Тогда стоит рассматривать варианты на основе IGZO и никак иначе.

Всех прочих – редких представителей 4К не стоит рассматривать всерьёз. Всякие AAS , S- MVA , IPS- Type , IPS- Pro от Innolux и Panasonic вообще могут существовать только на бумаге и никогда не появится в реальных продуктах популярных брендов среди производителей мониторов.

О существующих проблемах и факторах сдерживающих распространение

Первая и очевидная проблема для широкого распространения мониторов 3.5К, 4К, 5К – высокая цена на качественные модели и относительно низкое качество дешёвых моделей. Можно добавить и зацикленность производителей на создании больших по размеру с точки зрения простого пользователя ПК мониторов. Далеко не для всех приемлемы 31.5-дюймовые IGZO и PLS или 34-дюймовые AH-IPS. Почему никто не хочет предлагать дисплеи формата 16:9 размером в 24-25 дюймов и 21:9 размером хотя бы в 27-29 дюймов с сохранением изначального разрешения – остаётся загадкой. Ведь это приведёт в конечном счёте к увеличению чёткости картинки – то, чего и ждут все от новейших мониторов.

Правда, прогресс в этом направлении потихоньку прослеживается. Уже совсем скоро мы с вами сможем стать обладателями 23.8 и 27-дюймовыми AH-IPS/AHVA мониторов с обычной W-LED подсветкой и более привлекательной ценой – 35000-45000 рублей. Безусловно, это не дёшево, но зато качество несравнимо выше (да и ощущения от работы), чем у ныне продающихся 28-дюймовых TN+Film за 25000-35000 рублей. Последние, в ходе эволюции развития 4K дисплеев станут ощутимо дешевле, а после того как интерес к ним станет ниже – просядут в цене ещё сильнее. От этого им никуда не деться. Так было раньше с Full HD моделями, так будет и со всеми последующими стандартами. Осталось дождаться анонса небольших по диагонали IGZO, *VA и PLS матриц и будет совсем хорошо.

Между тем не стоит забывать и о другом сдерживающем факторе – высокие требование к производительности рабочей станции. Не секрет, что увеличение разрешения в четыре раза в сравнении с Full HD (1080p) значительно увеличивает нагрузку на компоненты ПК – по-другому быть не может. Если при обычном веб-сёрфинге, работе с документами, базами данных и тому подобных задачах можно обойтись недорогим ПК (25000-35000 рублей за все наполнение корпуса) с видеокартой поддерживающей разрешение 3840x2160 пикселей и имеющее выход Display Port версии 1.2, то для комфортной работы с 3D графикой, обработки фотографий и видео контента, достаточного количества кадров в секунду в новинках игропрома в нативном разрешении дисплея – вам придётся разориться значительно сильнее. Тут суммы могут составлять от 70-80 до 200-300 тысяч рублей за новый ПК в зависимости от предъявляемых вами требований к скорости работы/обработке данных. И да – даже потратив очень большие суммы на графическую подсистему, никто вам не даст гарантий, что самые последние игры (не говоря уже про будущие) будет выдавать при высоких настройках графики высокий уровень fps. К сожалению, темпы развития GPU за последние годы сильно замедлились и непонятно что будет дальше.

Так что следует взвесить все ЗА и ПРОТИВ перед покупкой нового 4К дисплея, а не после. Если вы всё же решились, то для начала проведите апгрейд своего компьютера или купите новый, а потом уже приобретайте монитор. Делать же наоборот – как минимум глупо (особенно работая с низким разрешением или в нативном, но при 30 Гц), да и просто непрактично. Пока вы накопите на быстрые комплектующие, к тому моменту, скорее всего, выйдут более современные, качественные и доступные 4К дисплеи. А вы будете сидеть за своим старым и не самым лучшим 4К.

Поддержка со стороны ОС/ПО и особенности использования

Самое важное о чём должны знать все потенциальные покупатели мониторов 3.5К, 4К, 5К – вам необходимо использовать Windows 8.1 (в любой редакции) или OS X Yosemite 10.10. Никаких более ранних версий, забудьте о них. Все доступные на данный момент наработки Microsoft и Apple в области масштабирования контента есть только в этих операционных системах. Как дела обстоят с поддержкой HiDPI дисплеев в различных дистрибьютивах Lunix-base я не в курсе – не буду скрывать.

О высоком качестве масштабирования везде и вся говорить по состоянию на конец 2014 года не приходится. Часть приложений (в том числе относящихся к профессиональным продуктам), окна установки программ, отдельные графические элементы будет либо не отмасштабированы (даже после установки соответствующих параметров в ОС) либо выглядеть размыто. Такая ситуация наблюдалась год назад на Windows 8 и бета версий 8.1, сейчас же всё стало чуть лучше, но до идеала далеко. Не всё идеально и у OSX, несмотря на то, что Retina дисплеи в их ноутбуках появились уже как два года назад. Впрочем, комфортно работать всё же можно, особенно если вы не используете уж совсем древние программы и утилиты.

Что касается профессионального ПО, то исходя из официальных данных на ноябрь 2014, предоставленных японской компанией EIZO, основательные проблемы с поддержкой масштабирования на мониторах с высоким разрешением (3.5-5К) наблюдаются у: Photoshop CS6, Canon Digital Professional, Nikon ViewNX2, Capture NX-D, Premiere Pro CC (2014), EDIUS Pro 7, Illustrator CS6, 3ds Max 2015. Частичные проблемы есть у: PhotoshopCC (2014) и AdobeReaderXI. Программное обеспечение же, которое используется чуть ли не каждым пользователем ПК (браузеры, офисные пакеты), проблем с HiDPI не имеют. Оставшиеся проблемы, по всей вероятности, будут исправляться и исчезать на протяжении 1-2 лет, не меньше.

Для тех, кто уже успел приобрести монитор самого современного стандарта или совсем скоро собирается его купить - могу дать несколько советов, что стоит сделать в первую очередь:

  • Использовать только высококачественный Display Port кабель;
  • Выбрать в OSDMenu монитора версию Display Port 1.2;

  • В панели управления NVIDIA (или AMD/ATI) установить нативное разрешение монитора (для 4К это 3840x2160 или 4096x2160 – в зависимости от модели) в закладке PC и выставить частоту обновления 60 Гц;
  • Через закладку “Разрешение экрана” перейти к “Изменение размеров текста и других элементов”. Там установить масштабирование в положение Средний – 125% или крупный – 150% - этого будет более чем достаточно. Для тех, кто сидит за монитором совсем далеко и не обладает идеальным зрением подойдёт режим Огромный – 200%. По желанию можно увеличить размер шрифтов определённых элементов системы – такой функционал есть только у Windows 8.1;

  • Не забывать периодически устанавливать все предлагаемые и возможные обновления ОС и всего ПО, установленного непосредственно вами. Так вы быстрее избавитесь от всех проблем с масштабированием графических элементов.

Доступные альтернативы на ближайшее время

Нет желания и возможности тратить большие деньги? Не хочется думать и сталкиваться с проблемами масштабирования, быть этаким испытателем (бета-тестером) новейших матриц, переходить на Windows 8.1 или OS X Yosemite (тут вариантов совсем немного – покупка последних версий ноутбуков/моноблоков от Apple или установка “Хакинтоша” на стационарный ПК с подходящим железом), да и просто хочется работать без лишних мыслей? Вариантов более чем достаточно.

Минимум, с которого стоит начать в таком случае – давно продающиеся 27-дюймовые мониторы стандарта WQHD (2560x1440 пикселей). От них вы получите плотность в 109 пикселей на дюйм (ppi), что не так уж и плохо, плюс полное (!) отсутствие каких-либо проблем в работе. Существуют модели, как с обычной W-LED подсветкой, так и GB-LED для профессионального использования, в том числе среди напичканных высокоточной электроникой мониторов NEC серии PA. К более же доступным, но таким же качественным можно отнести следующих представителей класса: AOC q2770Pqu, ASUS PB278QR, EIZO EV2736WFS, Viewsonic VP2770-LED. И можно было бы сказать – 109 пикселей на дюйм – это ерунда. Но, позвольте – за 4-5 лет существования данного стандарта огромное количество пользователей до сих пор боятся столь “мелкого” пикселя в 0.233 мм и отдают предпочтение моделям с большим пикселем. Чего уж говорить про 4К-5К дисплеи?

Но если же 109 ppi – это не комильфо (а ровно столько же, кстати, у 34-дюймовых 3.5К моделей с разрешением 3440x1440 пикселей), то стоит рассмотреть в качестве будущей покупки только появляющиеся в продаже 23.8 и 25-дюймовые WQHD (2560x1440 пикселей) модели на AH-IPS матрицах. Этакий переходный вариант от Full HD к 4К без потери больших сумм денег и отсутствие проблем в работе уже на данном этапе. Ведь такое разрешение операционным системам известно давно, а от большой плотности пикселей пользователи точно не откажутся. Тут она составляет 123 и 117 ppi соответственно. Среди подходящих моделей пока можно отметить ASUS VX24AH, BenQBL2420PT и DellU2515H. Столь небольшие диагонали вам уже не интересны? Ну что же – тогда вас ждут новейшие 4К большего размера и с большей плотностью пикселя и, естественно, ещё более чёткой картинкой.

Заключение или что нас ждёт в ближайшем будущем

На самом деле всё очевидно – выход в свет мониторов стандартов 4K, 5K ознаменовал собой следующую ступень эволюции развития настольных дисплеев. О революции, к сожалению, говорить пока не приходится. Ей будет являться переход к 8К, да и то, только при сравнении с известными всем Full HD (1080p) моделями.

Новые дисплеи с высоким разрешением (HiDPI в понимании ОС) принесли лишь большую чёткость картинки вкупе со значительно увеличенной нагрузкой на компоненты ПК. Ни вам новых технологий, улучшенных углов обзора, цветового охвата, стабильности картинки, уменьшенного времени отклика. В зависимости от используемой технологии производства матрицы никуда не пропали такие эффекты, как Glow, Black Crush, Color-Shift. На половине моделей можно встретить хорошо различимый кристаллический эффект, слегка размывающий приятные впечатления от чёткости изображения на экране. Но в целом нужный эффект с точки зрения производителей и маркетологов достигнут – визуальное восприятие сильно отличается и явно в лучшую сторону.

Высокие цены, небольшой выбор и значительно меньшая доступность на полках реальных (офлайн) магазинов серьёзно сдерживают продажи 4К-5К дисплеев. Их покупателями становятся богатые люди и просто отчаянные техногики, решившие во что бы то ни стало стать обладателями новинок современного стандарта “мониторостроения”. Именно благодаря им многие из нас в ближайшие годы станут следующими покупателями схожих моделей, но уже по другим – более доступным ценам. А пока же есть время подумать, накопить нужную сумму денег, подождать пока подтянутся все большее количество разработчиков ПО с целью убрать все проблемы и особенности при работе, ну и, конечно, наблюдать и думать о покупке более доступных новинок, которые появятся совсем скоро. Вот увидите! Удачи!

Грыжин Александр aka =DEAD=




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png